Светлана Казакова
Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.
Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.
Публикация «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Наш детский сад состоит из 4-х зданий, которые посещают более 800 детей, из них 66 детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Слайд № 2 Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Слайд № 3 Песочная терапия
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления. мы используем в своей работе песочную терапию.
Игры с песком способствуют:
- развитию артикуляции;
- развитию речевого дыхания;
- развитию мелкой моторики рук;
- автоматизации звуков в речи;
- расширению словарного запаса;
- развитию фонематического слуха и восприятия;
- развитию лексико-грамматических представлений;
- развитию связной речи, обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Слайд № 4 Прозрачный мольберт
Сейчас очень трудно заинтересовать детей, смотивировать их на речевую, познавательную деятельность, и нам педагогам приходиться то же перестраиваться, менять арсенал методов и приемов и искать новые идеи для работы с современными детьми.
Данное пособие апробировалось в естественных педагогических условиях в 2011- 2012 учебном году в Москве. За основу взята «Программа формирования пространственных представлений», разработанная Н. Я. Семаго.
Дети с ОНР, возраст 3-7 лет, так как у этих детей чаще всего страдают не только компоненты речи, но и психические процессы (внимание, память, воображение, а также сенсорное развитие (ребёнок затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, с трудом ориентируется в пространстве и на листе, нарушено зрительное восприятие, координация мелких движений рук. Эти дети часто застенчивы, испытывают трудности в общении.
Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом.
Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок. Рисование – это всегда общение взрослого и ребёнка.
Пособие многофункционально, оно позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:
Формирование пространственных представлений;
Обогащение сенсорного опыта;
Развитие психических функций;
Развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
Расширение словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности ребенка;
Профилактику ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов;
Развитие координации крупных движений и мелкой моторики;
Преодоление трудностей понимания сложных грамматических
конструкций;
Развитие пространственных ориентаций на вертикальной поверхности;
Развитие коммуникативных навыков.
Слайд № 5 Биоэнергопластика
• Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
• Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
• Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата
и движений кистей рук. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков, у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т. к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
В биоэнергопластике мы можем самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости. Общие упражнения могут проводится на как индивидуально, так и на фронтальных занятиях.
Взаимодействие направленно на развитие общей моторики и координации движений, физиологического дыхания и на мышечную релаксацию.
Слайд № 6 Синквейн
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.
• Самолет.
Новый, серебристый. КАКОЙ?
Взлетает, летит, гудит. ЧТО ДЕЛАЕТ?
Я люблю путешествовать. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Воздушный транспорт. ЭТО?
• Яблоко.
Зеленое, сладкое.
Растет, спеет, наливается.
Я ем яблоко.
Фрукт.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. Вот сейчас мы Вам предлагаем поиграть.
Слайд № 11 Публикация газеты «Логопедическая ромашка».
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным для нас стала эффективной форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении активно используется такая форма работы с родителями, как Логопедическая газета, которая издаётся учреждением для родителей и детей, печатается учителями - логопедами 1 раз в квартал.
Слайд № 12 Такая работа требует большой подготовки и включение всех заинтересованных в речевой компетентности ребёнка участников образовательного процесса.
Как показала практика, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса на основе хорошо продуманной форм и методов работы обеспечивает результативность и стойкость результатов. Таким образом, сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.
Слайд № 13 спасибо за внимание