Людмила Третьякова
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ФФН
Срок реализации программы - 2016 -17 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
После проведенного логопедического обследования у воспитанницы у были выявлены следующие недостатки:
1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системе.
2. Недостаточно сформированы фонематические процессы.
3. Шипящие-замены, соноры-отсутствие.
Публикация «Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть АОП для ребёнка с ФФН» размещена в разделах
Данный курс направлен на реализацию системы логопедической помощи ребенку с ФФН, не имеющим статус ребенка с ОВЗ в освоении адаптированной основной образовательной программы для дошкольников. Занятия проводятся специалистом логопедом в рамках рабочего времени и основной рабочей нагрузки.
Цель курса — преодоление выявленных речевых недостатков и формирование предпосылок фонематических представлений у детей с фонетико- фонематическим нарушениями речи в раннем, сензитивном для развития компенсаторных возможностей возрасте, способствующее социальному и личностному развитию дошкольников.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
-обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристиками.
- развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
-формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова.
Описание места курса в содержании АООП
Данный курс составлен на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
Коррекционная работа осуществляется в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 15 минут. Сроки коррекционной работы в целом определяются степенью тяжести нарушения речи и индивидуальными особенностями ребенка, в связи с этим могут быть скорректированы в течение учебного года.
Содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок с чистой речью или, в случае невозможности полного исправления недостатков в силу сложности речевого дефекта, ребенок со значительным улучшением речи.
• высокий уровень сформированности обще-речевых навыков. Длительный плавный и достаточно сильный выдох в процессе речевой деятельности, наряду с правильным употреблением пауз и ударений, а также дифференциация и правильное использование назализации; точное воспроизведение ритмических последовательностей; изменение силы и высоты голоса, дифференциация и употребление в речи различных интонаций.
• ребенок правильно и точно произносит гласные и простые согласные звуки русского языка, свистящие звуки, как изолированно, так и на уровне слогов, слов, фраз и самостоятельной речи. Допускается (в соответствии с возрастной нормой) неточное произношение шипящих звуков, аффрикат и соноров.
• ребенок дифференцирует все отработанные с учителем-логопедом звуки русского языка как изолированно, так и на фоне слов и фраз, правильно используя при необходимости выработанные компенсаторные навыки (мышечные или зрительные ощущения, ориентир на зрительные образ, ассоциативное мышление и т. п.).
• выделяет заданный звук из ряда других звуков, из слога, из слова (где заданный звук является начальным); может допускать ошибки при выделении заданного звука из середины или конца слова, в безударной позиции, а также - при определении первого и последнего звука слова. С помощью учителя-логопеда ребенок может делить слова на слоги.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены :
• входящая (первичная) диагностика;
• текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
• итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление (Приложение Х).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Работа по реализации программы разбита на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап носит пропедевтический характер, основная цель- выработка необходимых качеств у детей для реализации основного этапа. Работа на подготовительном этапе осуществляется по нескольким направлениям:
• формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
• подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию
• формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Программа основного этапа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
• формирование общих речевых навыков
• коррекция нарушений фонетической стороны речи.
• развитие фонематического восприятия.
Работа по данным разделам на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
Организация данной программы имеет свои особенности: учет возрастных возможностей; проведение упражнений только в игровой форме; использование большого количества наглядности, дидактических игр, пособий, игрушек. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.