Дина Полякова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?»
Дизартрия - это нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.
Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Как распознать у ребёнка дизартрию стёртой формы?“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В случае стертой формы (степени) дизартрии речь больных ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого может растянуться на многие годы.
Как родители могут заметить характерные проявления дизартрического компонента?
Понаблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых ребят.
Особый акцент сделаете на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Ребенок не любит рисовать? Понятно, что это еще не признак дизартрии. Ну не любит, такой человек растет. Не надо ребенка заставлять. Но все эти «экзамены» не для него. Для вас. Для вашего спокойствия. Ведь вся наша жизнь тоже для него, маленького существа, который не в состоянии сам справиться со своими проблемами.
Поэтому не медлите. Протестируйте вашего ребенка. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки» : соединять большой палец со всеми остальными поочередно. Если для ребенка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня. Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка.
Приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие дизартрии стертой формы. Помните, что диагноз может поставить только доктор. Но родители должны первыми обратить внимание на отклонения в развитии своего ребенка:
• вялость мышц речевого аппарата;
• уголки рта у ребенка постоянно опущены;
• вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит;
• слабая активность языка;
• язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным;
• мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные;
• губы находятся в положении застывшей полуулыбки;
• язык у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.
Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Дети просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать (гиперкинезы).
Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
И еще несколько слов о дыхании. Мы все знаем, что правильное дыхание - основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей при дизартрии.
Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог. Но перед посещением врача, еще раз прочтите консультацию и выделите моменты, на которые следует обратить внимание доктора.
Желаю успехов!