ольга вершинина
Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (в условиях внедрения ФГОС до)
▼ Скачать + Заказать документы
Презентацию подготовили:Воспитатели МКДОУ №2 п. Ульяновка Тосненский район Воспитатель 1 категории Бурляева А. В. Воспитатель 1 категории Вершинина О. И.
Воспитатель 1 категории Костеш О. А
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь). Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.
Публикация «Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (в условиях внедрения ФГОС до)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) определен как базовая национальная ценность. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Накануне 23 февраля слова «армия», «защитники Отечества» - звучат чаще обычного. Эти слова подвигают на воспоминания всё взрослое население России. У людей преклонного возраста они связаны, прежде всего, с Великой Отечественной войной.
Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились.
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Этот проект - подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Задачи:
1. Формирование у дошкольников интереса к истории своего народа, сохранению
патриотических традиций старших поколений;
2. Развитие личностных качеств у детей (сострадание, сочувствие, отзывчивость,
справедливость, смелость, потребности совершать добрые дела и поступки;
3. Расширение и обобщение знаний и представлений детей о Российской армии : родах
войск, военной технике, военных профессиях;
4. Развитие умения отражать впечатления в творческой исполнительской деятельности:
пении, игре, танце, художественном слове.
5. Формирование диалогической и монологической речи.
Цель работы:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о Российской Армии.
Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетенции детей.
Воспитывать у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в
Великой Отечественной войне, уважение к защитникам Отчизны (не только воинам, но и
труженикам тыла).
Планирование:
Беседы на темы: «Защитники Отечества», «Моя малая Родина», «Для чего нужна Армия»
Конструирование на тему «Военная техника на страже мира»; рисование иллюстраций к стихотворению С. Михалкова «Наша армия родная», «Мой папа был военным»; лепка «Пограничник с собакой»; коллективная аппликация «Корабли на рейде», аппликация по замыслу «Дети за мир!»
Чтение художественной литературы: А. Твардовский «Рассказ танкиста», Б. Житков «Красный командир», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Алексеев «Рассказы о Суворове». Н. Ермолаевич «Адмирал флота»
Просмотр и обсуждение мультфильма про Великую Отечественную войну и о Защитниках Родины.
Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков.
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта. -
Перетягивание каната» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Цель игры: развитие силы, ловкости, выносливости, двигательных и коммуникативных способностей.
Оборудование: канат длиной не менее 1,5 м, который при его отсутствии вполне можно заменить детскими скакалками, детские цветные мелки.
Ход игры.
Заранее до начала игры на уличной игровой площадке (либо в спортивном зале) при помощи детских цветных мелков чертится прямая ровная линия. На расстоянии 3 шагов отнее в правую и левую стороны располагаются двое участников игры, держащие в руках канат либо скакалку. Третий игрок выполняет одновременно роль ведущего и судьи, по команде которого начинается игра. После прозвучавшего сигнала ведущего участники игры начинают перетягивать канат или скакалку каждый в свою сторону, и это продолжается до тех пор, пока один из них не перетянет весь канат к себе либо не перетащит вместе с канатом противника на свою территорию. Он и будет являться победителем, который затем временно меняется местами с ведущим, занимая его место и выполняя его функции до победы следующего игрока в очередном туре. Игра может продолжаться до тех пор, пока не надоест участникам.
Игра «Российская Армия».
Цель. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей : подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.
Игровые роли. Танкист, солдат, медицинская сестра, капитан, матрос.
Ход игры. В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-танки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы. После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев.
Во время беседы педагог должен рассказать об улице родного города, которая носит имя героя-танкиста, героя-летчика, героя-матроса. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов военных кораблей : подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер. Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа». Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях. Также педагог предлагает детям нарисовать танк, самолет, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль. Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройки от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно-игровой среды. Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы. Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения педагог организует на участке детского сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Командира», он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, перепрыгиванием. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Чтобы добиться нужного результата повторяет упражнения.
Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. Медсестры также должны быстро действовать, уметь выполнить задание. Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников.
Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно, минное поле (перепрыгнуть через препятствие, проволочное заграждение (лестница). Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку». Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть попадание в мишень. Раненым солдатам оказывают помощь медсестры. После победы солдат радостно встречает население освобожденных городов и сел.
В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр. При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чкалов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с землей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авианосец «Смелый» на учении» и др. Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.
Игра «ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Дети делятся на две команды. Каждый участник берет из корзины по одному набивному мешку.
Дети получают задание — доставить мешки в корзины, расположенные в другом конце помещения. Для этого «бойцам» предстоит обежать кегли, перепрыгнуть через круги, пролезть под дугами.
Игра «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Это продолжение игры ДОСТАВЬ СНАРЯДЫ. Дети по очереди добегают таким же путем до корзины, вынимают оттуда один снаряд и стараются попасть им в обруч. Бегут обратно и передают эстафету.
Пограничники и парашютисты
Пограничники и парашютисты - игра для детей на свежем воздухе. Развивает реакцию и ловкость играющих детей. Описание игрыДля игры нужна площадка примерно 10 на 20 метров. Игроки делятся на две равные команды - Пограничников и Парашютистов. "Пограничники", взявшись за руки, образуют цепочку, а "парашютисты" бегают по площадке по одному. Цель "пограничников" - поймать "парашютиста" окружив его, для этого крайние в цепочке "пограничники" должны сомкнуть руки. За каждого пойманного "парашютиста" "пограничникам" начисляется одно очко. Игрок, которого поймали, продолжает играть. Потом команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая за одно и то же время наберет большее число очков.
Правила игры
Игра ведется на площадке 10 на 20 метров. Играющих делят на "пограничников" и "парашютистов".
"Пограничники" образовывают цепочку взяв друг друга за руки. Их цель - поймать "парашютиста", замкнув цепочку вокруг него.
После пленения "парашютиста" выпускают на волю, "пограничникам" засчитывается одно очко и игра продолжается дальше.
По прошествии оговоренного времени, командам надо поменяться ролями.
Выигрывают те игроки, чья команда поймает большее количество "парашютистов".
Примечание. Во время игры цепочка "пограничников" не должна размыкаться, а "парашютисты" не могут порвать цепь, но могут уворачиваться.
Самолеты
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.
Игра проводится как спортивное занятие из серии упражнений, с одним ребенком или с группой детей, с организующим участием взрослого.
Взрослый – диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи. Дети – самолеты, они выполняют по команде диспетчера упражнения – фигур пилотажа.
Упр. 1. Отправляемся в полет. Бег по площадке, руки в стороны.
Упр. 2. Помахать крыльями – наклониться направо, налево.
Упр. 3. Снижаемся. Ходьба в полу приседе – руки в стороны. Набираем скорость – встали и побежали.
Упр. 4. Маневрирование. Поворот направо, налево – повороты туловища.
Литература:
Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. З6–46. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А. С Макаренко. Избр. Пед. соч. Т. 2. : -М. : Педагогика, 1977. С. 14. Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. — № 9–2. — С. 91–95. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т. 2. — с. 160. Источники :Попугаева Л. В., Кудряшова И. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 484-487. — URL https://moluch.ru/archive/150/42391/ ( дата обращения: 01.04.2018).