Татьяна Зборовская
«Внимание! Леворукий ребёнок» — консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Переучивать или нет?
Рассказывая о леворукости и проблемах леворуких детей, нельзя обойти очень важный аспект этой проблемы – переучивание. Чаще всего дилема «переучивать или нет» возникает в начале школьной деятельности, но иногда целенаправленная борьба с леворукостью начинается задолго до школы. Оправдывая переучивание, многие робители объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом» в праворуком мире. Специальные исследования показывают, что у переученных людей на всю жизнь остается более тонкая координация левой рукой. Очень часто эти люди только пишут правой, а все остальные действия выполняют все же левой рукой.
Публикация «„Внимание! Леворукий ребёнок“ — консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
Обращают внимание на ведущую руку достаточно рано, еще до школы, в семьях с так называемой наследственной леворукостью, т. е. в семьях, где лнворукость отмечается у родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, среди ближайших родственников. Чаще всего именно эти родители тревожатся, замечая, что ребенок предпочитает левую руку правой, именно они стараются переучить ребенка до школы. Часто переучивание заканчивается тем, что ребенок вообще перестает брать в руки карандаши и старается все, что можно, делать двумя руками, чтобы взрослые «не придирались». У переученных детей зачастую снижен эмоциональный фон настроения, повышенная утомляемость, нарушение сна и тревожность, они плаксивы, раздражительны, неусидчивы, жалуются на усталость и головные боли.
О нецелесообразности и пагубности переучивания говорит профессор А. П. Чуприков. Согласно данным его исследований у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у других детей. Одна из причин, вызывающих неврозы, - насильственное переучивание, являющееся сильным стрессовом фактором. В результате клинические формы неврозов встречаются у леворуких детей в 32% случаев. Среди леворуких детей, не подвергшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаях.
Важно подчеркнуть следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет, - все это тесно связано с состоянием его нервно-психического злдоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и фрпмированию таких форм поведения, от которых будет страдать сам ребенок и люди, окружающие его: замкнутость, конфликтность, агрессивность и т. п. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия, создает декстрастресс.
Профессор А. П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей показал, «что фактор переучивания (декстрастресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей.
Доказано, что адаптация к школе у леворуких, даже не переученных детей происходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать очень сильным невротизирующим фактором.
Наиболее часто встречаются проявления так называемого астенического невроза. При астеническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Привлечь внимание детей очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. С особым трудом дети выполняют письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов и исправлений.
Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные срывы недовольства, отказ от работы. Для мальчиков, более свойственны явления расторможенности, проявляющиеся в неусидчивости и значительном моторном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
Среди леворуких детей достаточно часто распространены «школьные страхи». Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, воздействуя и угрозами, и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение, как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в детском саду, дома и в школе. Они очень стараются, но работать правой рукой не могут. Родили «запугивают» детей, утверждая, что леворукость вредна для здоровья, что над леворукими все смеются. В результате страх начать все делать левой рукой подкрепляется страхом оказаться несостоятельным в каком-либо виде деятельности. У детей появляется тревожное ожидание постоянных неудач, дети не могут избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности. Пагубные последствия таких состояний серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни моменты, полные страха, неудач, дети становятся неактивными, неуверенными, боятся рисковать. У них на долгие годы остаются напряжения, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд, в этом нет «ничего особенного», но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружающими. Родителям стоит подумать о последствиях, которые ожидают их леворуких переученных детей.
Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез, невротическое заикание и невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, навязчивые движения головой или рукой).
Родителям следует очень внимательно относится к своим детям и помнить о том, что предпочтение руки может быть вызвано генетическим фактором, развитием или случайным фактором, но оно всегда биологически заложено в ребенке и вмешательство в эту среду может нести серьезные последствия. Но не торопитесь «сменить руку» если переучивание началось задолго до школы, это может привести к еще более сложным последствиям.
Переучивание леворукого ребенка на любом этапе развития чревато вмешательством в сложнейший процесс становления мозговых механизмов умственной деятельностии, в частности, речи.