Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Развиваем внимание дошкольников»

Ирина Осипова
Консультация для педагогов «Развиваем внимание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация – практикум для педагогов

«Развиваем внимание детей»

Чтобы ребёнка чему-нибудь научить, нужно, прежде всего, привлечь его внимание. Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал внимание «воротами», в которые входят все впечатления окружающего. Так что научить детей быть внимательными, всегда было первой и важнейшей задачей всего педагогического процесса.

Публикация «Консультация для педагогов „Развиваем внимание дошкольников“» размещена в разделах

Внимание обладает определё нными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Недостаточность каждого из этих перечисленных свойств приводит к тому, что привить какие-то новые знания и навыки малышу оказывается чрезвычайно трудно. Так, маленький объём внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме; недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребёнку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его; недостаточная избирательность внимания – и ребёнок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Ребёнку с недостаточно развитой переключаемостью внимания трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. А ведь известно, что малыши не могут, как взрослые, долго заниматься одним делом – поэтому и установлена определенная продолжительность одного занятия.

Плохо развитая способность распределения внимания приводит к неумению правильно и без ошибок выполнять одновременно несколько дел. Казалось бы, малышу эта способность пока ни к чему, но это только на первый взгляд. Даже в процессе простого рисования ребёнку приходится концентрироваться на нескольких «мелочах» : выбирать нужную краску или цвет карандаша, следить за правильностью линий или мазков, вовремя промывать кисть, так что эта способность на деле оказывается далеко не последней.

Конечно, все перечисленные выше качества не появляются из ниоткуда – их необходимо развивать. Для этого и существуют упражнения на внимание, которые условно можно разделить на две группы: упражнения, тренирующие основные свойства внимания, – объём, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение; и упражнения, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Дело в том, что обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения: дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают деталями. Главная цель второй группы упражнений и состоит в преодолении этого глобального восприятия, в попытке научить ребёнка воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого. Это задача трудная, но вполне достижимая.

Нет таких игр, которые бы развивали только внимание, только память, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.

Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течение 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?

Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.

Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?

Вывод. Вы, наверное, заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.

Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний.

Сегодня я хочу и вам предложить поиграть в разные игры на развитие внимания, а также и других психических процессов.

1. Игра ««Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. д

2. Игра «Не пропусти профессию»

Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,

3. Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

Вариант: Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

4. Игра с палочками «Повторяй за мной!».

Цель – увеличение объема внимания и памяти.

Игровой материал: счетные палочки.

Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

5. Игра " Четыре стихии".

Цель игры. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

"Земля" Дети опускают руки вниз.

"Вода" Дети вытягивают руки вперед

"Воздух" Дети поднимают руки вверх

"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

6. Упражнение «Проставь значки»

7. Упражнение «Найди одинаковые и раскрась их тоже одинаково»

В конце нашего практикума хотелось бы всем предложить небольшое собрание раздаточного материала, который можно использовать на занятиях и в свободной деятельности, а также картотеку игр на развитие внимания.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников» Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать.

Консультация для педагогов ДОУ «Состояние здоровья современных дошкольников» Состояние здоровья современных дошкольников Кто не ценит собственное здоровье тот меньше заботиться и о других людях. В. М. Шепель Здоровье.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадки в обучении дошкольников» Загадка- это короткое описание предмета или явления, чаще в поэтической форме, которое содержит в себе хитромудрую задачу в виде вопроса,.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников» В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности.

Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Коммуникативные игры для дошкольников Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия.

Консультация для педагогов «Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников» Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности (Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. А.

Консультация для педагогов «Развитие психофизических качеств: Силы и гибкости у дошкольников» Психофизические качества включают в себя такие понятия, как сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость. Их развитие – важная задача.

Консультация для родителей: развиваем память и внимание. Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению.

Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.

«Развиваем пальчики — развиваем речь». Консультация для родителей «Развиваем пальчики – развиваем речь». Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развиваем внимание дошкольников»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 17:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развиваем внимание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Осипова (УИ 11292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД