Анастасия Александровна Олейникова
Внеклассный урок по психологии в 4 классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассный урок по психологии в четвертом классе на тему «Ощущение, способ формирования чувственного восприятия»
Участники данного урока - ученики четвертого класса (учащиеся 10-11 лет).
Тема урока: «Чувственное восприятие себя – ощущение»
Цель: Ознакомление учащихся с различными видами ощущений.
Задачи:
1. "Образовательная: познакомить учащихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. "Развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.
3. "Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.
Оборудование:
• Материалы для опытов;
• презентация
• раздаточный материал.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна.
- Ребята, Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, давайте поделимся им с другими. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарив свое хорошее настроение.
- Спасибо.
- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете записывать основные понятия сегодняшнего урока. А к концу урока у вас получится памятка.
2. Вводная часть:
(На экране слайд с фразой – Хочу все знать). Слайд № 1
- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.
- Как вы понимаете эту фразу?
- Правильно. Фраза: «Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.
- Скажите, вы могли бы посчитать все свои знания в уме? («Нет».)
- Это сделать очень сложно. Все наши знания не появляются внезапно. Накопление наших знаний идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен мостику нашего познания, который называется ощущением.
3. Основная часть:
- Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила стаканы с водой. (Учащиеся пробуют заранее приготовленную воду: соленую, сладкую и кислую).
- Какую вы попробовали воду?
- Как вы это узнали? («Ощутили»).
- Чем ощутили? («Языком»).
- А сейчас я пройду по классу с мешочком. В нем лежат 2 предмета. Вам надо запомнить их форму. (подхожу к каждому ребенку)
- Итак, какая форма у этих предметов? Если вы затрудняетесь в определении формы предмета, значит, как можно назвать эту форму? («Неопределенная»).
- Итак, предметы имеют форму, назови, пожалуйста («Один круглый, другой – мягкий и неопределенной формы».)
- Как вы узнали форму предмета? («Ощутили».)
- Чем мы определили форму предметов? («Руками»).
- А вы догадываетесь, что это за предметы? («Нет».)
- А теперь закройте глаза, а я подойду к вам, если вы что-то почувствуете, скажите: «Я ощущаю». (Психолог подносит предметы к носу учащихся).
- Сейчас вы догадались, что это за предметы? («Не совсем»).
- А как узнали об одном предмете? («Ощутили»).
- Чем ощутили? («Носом»).
(Из мешочка достают апельсин и резинку).
- А теперь вы знаете, что это за предметы? («Да»)
- Как вы узнали? («Увидели»)
- Чем увидели? («Глазами»)
(Учитель понижает голос до шепота).
- Сейчас вы слышите, что я говорю? Как вы услышали мой голос? («Ощутили».)
- Чем вы ощутили? («Ушами»).
- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)
- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2
- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»).
- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.
- С ощущениями человек знакомится с первых дней жизни. Многие из них становятся для него любимыми.
- А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:
Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущёна, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку.
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)
- Кто из вас любит конфеты, поднимите руку?
- А что вы ощущаете когда их едите? («Сладость», «вкус»).
- А теперь послушайте другую загадку?
В руке у Танечки
Зима в стаканчике.
В руке у Галочки
Зима на палочке.
- Догадались о чем здесь речь? (ответы детей)
- А кто из вас любит мороженое?
- Что вы ощущаете, когда едите мороженое? («Ощущаем прохладу».)
- А мы можем ощущать времена года? («Летом – жарко, зимой – холодно».)
- Ребята, а чем мы ощущаем времена года? («Кожей»).
- Все наши ощущения появляются благодаря органам чувств.
- Давайте перечислим, какие органы чувств помогают нам ощущать окружающий мир? (ответы детей) Слайд 3
- А теперь давайте, вернемся к нашим опытам.
- Каким органом чувств вы ощутили воду? (ответы детей) Правильно, языком. Слайд № 4
- С какими ощущениями связан этот орган? Правильно, с вкусовым ощущением. Запишите на листике.
Слайд № 5
- А какими органами чувств вы ощутили предметы в мешочке? («Руками, кожей»).
Слайд №6
С какими ощущениями связан этот орган? (ответы детей) Чувство – осязание (Запись в тетради). Слайд № 7
Слайд № 8
- Ребята, а когда вы убедились какие предметы лежат в мешочке? («Когда увидели глазами»).
- А с какими ощущениями связаны эти органы? (ответы детей)
- Правильно. Запишите в тетради – это зрительные ощущения.
- А когда вы приходите домой, как вы узнаете, что приготовила мама на обед? Какой орган поможет узнать это? («Нос») С каким ощущением связан этот орган?
Слайд № 9
- Правильно, запишите, чувство – обоняние.
- А какой орган помогает нам слышать друг друга? («Ухо»)
Слайд № 10
- А с какими ощущениями связан этот орган?
- Правильно, запишите – это слуховые ощущения.
Физкульминутка «Органы чувств».
- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.
- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)А к концу у кого получилось? (ответы детей)Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).
- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?
(ответы детей)
- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).
- Не следует думать, что ощущения совершенствуются сами собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.
- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? (ответы детей). Слайд № 11
- Правильно, художнику, танцору, преподавателю иностранного языка, настройщику музыкальных инструментов и другим представителям различных профессий приходится ежедневно совершенствовать свои ощущения.
- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.
Психогимнастическое упражнение «Узнай, кто это?» или игра «волшебный мешок»
(Один из учеников выходит и встает перед классом и пытается запомнить ребят. Затем он закрывает глаза. Ребята из класса меняются местами, а ученик с закрытыми глазами пытается угадать, кто перед ним сидит - на ощупь. Затем пытаются угадать остальные.)
(«Волшебный мешочек» Задача игры: на ощупь определить предмет, лежащий в мешочке, описать и назвать его)
- Итак, мы с вами пытались развивать свои ощущения. Как вы думаете, это у нас получилось? (ответы детей).
- Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?
(ответы детей).
- А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).
- С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Надо сесть боком друг к другу и закрыть глаза.
К каждому из участников психолог по очереди приближает и удаляет карманные часы. Услышав тиканье часов, ученик должен сказать «слышу», а перестав слышать, сказать «не слышу». Так можно определить предел слуховых ощущений и кто лучше слышит.
- Все почувствовали? («Нет»).
- Это ребята потому, что одни ощущения развиты у одних людей сильнее, а других слабее. Необходимо их тренировать.
- А теперь проверим, у кого самые чувствительные кожные ощущения, то есть руки.
Каждому из участников с закрытыми глазами я кладу на ладонь кусочек ваты разной величины. Если участник чувствует вату, он говорит «чувствую». Выигрывает тот, кто сможет почувствовать самый маленький кусочек ваты.
- Все ощутили вату? (ответы детей).А как выдумаете, почему?
(ответы детей).
- А теперь представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза.
- А теперь скажите, что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств? (ответы детей)А если человек лишен слуха?
Слайд № 13
- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. (ответы детей).
- Люди, лишенные каких-либо органов чувств компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Слепые дети не видят, у них отсутствует орган чувств - зрение, но при этом развит орган чувств – кожные покровы и они при помощи рук могут читать.
- Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.
4. Анализ урока:
- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?
- Почему ощущения – это мостик познания?
- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.
- Для чего нужно развивать ощущения?
- Какой опыт вам понравился больше всего?
- Дома вы можете повторить эти опыты с родителями и друзьями, чтобы узнать какие ощущения развиты у них, а поможет вам в этом наша памятка, которую мы составляли с вами в течение всего урока.
- Ребята, в течение всего урока мы познакомилось с вами с различными видами ощущений. Нарисуйте на альбомном листе тот орган чувств, при помощи которого, на ваш взгляд, наиболее развит определённый вид ощущения.
- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаги нарисовать смайлик
• Если вы считаете, что знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся – нарисуйте, смайлик – улыбку;
• Если на ваш взгляд знания полученные сегодня вам не пригодятся – смайлик – огорчение.
- Ребята, мне понравилось сегодня с вами общаться, поэтому мой смайлик – улыбка.
- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 14
Применялись следующие методы обучения:
1. Наглядный (просмотр слайдов).
2. Словесный (индивидуальные и хоровые ответы на поставленные вопросы).
3. Частично-поисковый (ориентируясь на жизненный опыт - шли к получению новых знаний).
4. Проблемный (искали ответ на полученные задачи).