Татьяна Кознова
Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проекта - одна из оптимальных технологий, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Возник в 20-е годы ХХ века в США и был разработан в русле гуманистического направления в философии и педагогике Джоном Дьюи и его учеником Килпатриком. По-другому называли этот метод- метод проблем. Дети как бы убеждались в значении приобретаемых знаний, были заинтересованы в поисках информации. В результате, они должны были решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей и получить реальный результат. В России под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, активно использующая проектные методы в практике преподавания. Основой метода проектов является его прагматичная направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Использование Метода проекта позволяет развить познавательные навыки детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Публикация «Метод проекта как способ формирования у детей самостоятельности» размещена в разделах
Из анализа научной литературы и исследований, где прямо или косвенно рассматривается проблема самостоятельности, вытекает, что будучи одним из сложнейших качеств личности, самостоятельность охватывает область направленности личности, область мышления и воли, область знаний и навыков. Самостоятельность, как направленность личности проявляется в готовности и способности личности подчинять свое поведение собственным взглядам и убеждениям, осуществлять деятельность без поддержки извне. Самостоятельность ума характеризуется пытливостью, сообразительностью, гибкостью, находчивостью, независимостью суждений. Для самостоятельности воли характерны уверенность, решительность, настойчивость, целеустремленность, организованность. Детская самостоятельность возникает из потребности активного действия. Эта потребность вызывает у ребенка стремление к самостоятельному применению усвоенных знаний, навыков сначала в отдельных действиях, затем в осознанной произвольной деятельности. У детей развивается умение свободно пользоваться личным опытом самостоятельными способами его выражения. Степень включения ребенка в познавательный процесс зависит от его желания, которое чаще всего мотивированно потребностями личности. Основной движущей силой возникновения желания в познавательном процессе детей является работа с проблемой. Самостоятельное познание признаков объектов и путей их преобразования при решении проблемных ситуаций - является главным содержанием интеллектуально — творческой деятельности детей 3-7 лет. Основным предполагаемым результатом работы может быть самостоятельное познание ребенком мира через усвоенные модели, на уровне возможным для детей дошкольного возраста. Важным условием для использования Метода проекта, при которых обеспечивается активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников является включение родителей в процесс работы с детьми (ведение индивидуальных дневниковых записей, совместная деятельность с ребенком по выполнению творческих заданий, консультирование). В процессе работы над проектом открываются новые возможности, которые постоянно видоизменяются и открываются новые перспективы работы.
В течение двух лет я изучаю Метод проекта под научным руководством к. п. н. Т. А. Сидорчук на постоянно действующих семинарах в детском саду, городских и региональных стажировках.
В соответствии с планированием воспитательно - образовательного процесса дошкольников в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности реализую задачи проекта.
В процессе работы над проектом я столкнулась с рядом трудностей:
- дети не умели выделять проблему;
- ребята не могли работать с собранной информацией;
- возникали трудности в оформлении продукта проекта;
- существовала трудность во взаимодействии с родителями по проекту;
- у воспитанников возникали трудности в презентации своей деятельности.
Работа по проекту строилась с погружения детей в специально созданную проблемную ситуацию, из которой воспитанники приходили к самой проблеме. Чтобы понять проблему по сути, надо детально разобраться в ситуации, и выявить корни проблемы - противоречия, лежащие в глубине проблемной ситуации, часто хорошо спрятавшиеся. В решении проблемной ситуации дети, были заинтересованы, благодаря погружению в нее у них возник неподдельный интерес к дальнейшему сбору информации. К сбору информации были подключены не только воспитанники, но и их родители, которые помогали детям знакомится с разными источниками информации. В результате малыши узнали такие источники информации, как художественная литература, энциклопедии, сами взрослые, Интернет, библиотеки, СМИ и т. д.
Для оформления продукта проекта я использовала формы проекта (коллективные, подгрупповые, парами, индивидуальные, которые привели к положительной динамике и оформление своего продукта в дальнейшем не вызывало трудности. Для заинтересованности и привлечения родителей к проектной деятельности проводились презентации проектов, выставки продуктов, просмотр видеофильмов детей старшего возраста. Увидев труд педагогов, речевое и продуктивное творчество воспитанников, родители заинтересовались деятельностью и с желанием стали участвовать в детских проектах.
Дети младшего и среднего возраста, прожив деятельность в проекте от начала и до конца и приобретя свой личностный опыт, легко могут поделиться полученной информацией со своими сверстниками.
За три года были реализованы следующие проекты : «А у нас у дошколят за окном зеленый сад»; «Профессии»; «Здоровый Образ Жизни»; «Детский сад - наш второй дом»; «Осень»; «Мой город»; «Свойства и качества материалов».
В результате проведенной работы у детей сформировались такие умения и навыки как развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие специальных способов ориентации - экспериментирование и моделирование; умение формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развитие навыков коммуникативного общения; самостоятельно анализировать полученные результаты; развитие самопознания и положительной самооценки; развитие осознанного отношения к своему здоровью и формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям; овладение различными художественными навыками; развитие способности к эстетической оценке.