Приложение МААМ

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Валентина Колегова
Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Народное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческое развитие личности.

Публикация «Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народное искусство включает в себя различные виды художественной деятельности народа : устное народное творчество, музыку, танец, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и другие. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь народной музыки и декоративно-прикладного искусства, взаимосвязь художественного слова с изобразительной деятельностью.

Каждый вид народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Так, специфика произведений народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для развития творческого потенциала каждого ребенка. В творческой работе над образом народной вещи дети овладевают элементарными приемами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, дерева, природных материалов. Уже в дошкольные годы дети могут различать своеобразие народных росписей (хохломской, Городецкой, полховско - майданской и т. д., создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи : колорит, составляющие элементы, композиционные особенности, материал.

Воздействие на формирование личности ребенка художественными дисциплинами подчеркивалось многими учеными (Л. С. Выготский, К. Лехт, Б. М. Неменский и др.). Именно художественная деятельность эмоционально стимулирует мозговую активность, которая обуславливает продуктивное решение художественных задач и стимулирует эстетические потребности детей.

Вопрос о значении видов художественной деятельности для творческого развития личности, формирования творческой активности занимает большое место в педагогической науке. Общетеоретические вопросы развития творческих качеств личности, необходимых для участия в творчестве, представлены в результатах отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и других). Научные взгляды этих ученых легли в основу положений, выделенных В. П. Ушачевым и широко используемых в педагогике:

-способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

-различия в деятельности, эффективность, темпы закрепления, динамика изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;

-творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, разучивание песен и танцев, потешек, пословиц, загадок, знакомство с изобразительным искусством и т. д. Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, дерево, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе будет способствовать дальнейшему развитию детей.

Таким образом, народное искусство заключает в себе большие возможности в установлении тесных преемственных связей в воспитании и развитии творчества детей : музыкальное, изобразительное, поэтическое, широко используемое в педагогическом процессе детского сада и составляющие основу воспитания и развития творческого аспекта художественно-эстетической деятельности.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей. Отчет по самообразованию Цель: повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство Искусство, в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому.

Аппликация в дошкольном обучении-как способ развития творческих способностей детей. 1 слайд - красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, элементы к утренникам, подарки родителям – это один из.

Мастер-класс «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» В проекте Федерального компонента государственного.

Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Мир будет счастлив только тогда,.

Проект «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема проекта: «Дидактическая игра как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста» Актуальность данной.

Проект «В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей дошкольников Проект «В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей у дошкольников (старшая группа) Информационная карта проекта:.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: обществу на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2017 в 21:48
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Колегова (УИ 596588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД