Папки-передвижки

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП дов ДОО

Алия Сагдиева
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП дов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта работы со словом-доминантой «Шоколад»

Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы

1 Этап

ознакомления

Знакомство

детей

со словом-доминантой

и его

понятийным содержанием (значением) Шоколад-кондитерское изделие на основе масла какао, которое является продуктом переработки какао-бобов – плодов шоколадного дерева. Проблемный вопрос: «Что такое шоколад?»

Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «шоколад».

2 Этап

ориентации

– осмысления

Знакомство

Публикация «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП ДОв ДОО» размещена в разделах

детей с

семантическим полем

на основе

одного вида

отношений

доминанты Доминанта –шоколад.

Вид отношений

– отношение качества

Семантическое поле –сладкий, вкусный, полезный,

Д/и «Определи на вкус»

Д/и «Узнай на вкус»

Д/и «Съедобное несъедобное»

Д/и «Подбери как можно больше слов-действий»

Д/и «Кто больше вспомнит?»

3. Этап

организации

Моделирование детьми

семантического поля

(составление семантических полей на основе разных видов отношений

доминанты) Доминанта – шоколад

А) Вид отношений

– видовые отношения.

Семантическое поле –

воздушный, вкусный, декоративный, сладкий, кондитерский, пористый, ароматный, фигурный, плиточный, коричневый, темный, порошковый, горький, молочный, белый, с добавками, горячий, трюфельный, ореховый, элитный, коллекционный, ассорти.

Д/и «Скажи какой?»(образование прилагательного от существительного)

Игра «Магазин»(описание)

Б) Вид отношений – отношения состояния.

Семантическое поле – целый, разломанный, растаявший, твердый, мягкий, жидкий, горячий

Практические опыты с шоколадом.

Словесная игра «Составь предложение»

В) Вид отношений – отношения действия.

Семантическое поле –

Ломается, радует, тает, мажет, пачкает, украшает, портится,

Д/И «Подбери действие»

«Собери пазл»

Изготовить плакат

4 Этап применения

Овладение детьми

смысловой

стороной

слова-доминанты

А) Речевая ситуация «Снежный ком» : придумать однокоренные слова со словом-доминантой

Семантическое поле – шоколадный, шоколадье, шоколадка, шоколадочка, шоколадище, шоколадница

Словесная игра «Снежный ком» (Подбор однокоренных слов)

Словесная игра «Подбери словечко» (Из шоколада торт, какой?- шоколадный. Большая плитка- это шоколад, а маленькая…шоколадка.)

Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений: «Все в шоколаде»

Обсуждение жизненных ситуаций.

Домашнее задание

Предложить детям совместно с родителями: -найти интересную информацию о шоколаде с иллюстрациями и небольшим описанием, для создания альбома «Шоколадный мир»;

-Подготовить картотеку «Любимые рецепты»;

-придумать сказку, стихи про шоколад.

Конспект фрагмента 1

совместной деятельности педагога и детей

(на основе познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой деятельности)

(работа со словом-доминантой «шоколад»)

Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «шоколад».

Задачи.

1. Познакомить детей со словом-доминантой «шоколад» и его понятийным содержанием (значением).

2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «шоколад» на основе отношений «часть-целое».

3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «часть-целое».

Материал: Просмотр видео ролика «История шоколада»

История шоколада началась очень давно. Мы отправляемся в путешествие в прошлое, чтобы узнать шоколадные тайны. Туда, где, по утверждениям историков, люди впервые попробовали шоколад.

Делают шоколад из семян дерева какао. А первыми людьми, научившимися делать напиток из обжаренных и измельчённых какао-бобов, были коренные

жители Америки. Его пили из золотых чаш и называли чокола`тль. Через несколько лет, испанский завоеватель Кортез привез какао-бобы в Испанию.

После сбора урожая из какао бобов вынимают созревшие зерна. Их сушат и обжаривают при высокой температуре, от этого они становятся тёмно-коричневыми. Обжаренные зёрна складывают в мешки и отправляют на фабрику.

Затем их размалывают. Измельчённая кашица нагревается и так получается какао-масло и какао-порошок. Вдохните аромат какао порошка, ощутите этот прекрасный запах. А что еще добавляют в шоколад, чтобы он стал особенным и не похожим на другой? Можно добавить в него, например орехи, изюм и прочие вкусности. За всю историю шоколада придумано много рецептов. Шоколатье, таким красивым словом называли изобретателей и хранителей рецептов шоколада. А сейчас эта профессия называется кондитер.

Казалось бы, всё готово. Но чего-то не хватает. (Шоколад без обертки).

Верно, плитки шоколада должны быть завёрнуты в алюминиевую фольгу, а потом ещё в красивую упаковку. Потому что шоколад боится всего: открытого воздуха, посторонних запахов, солнечного света и влаги. Эту работу выполняет упаковщица, а как будет выглядеть обертка - придумывает художник. Люди так любят шоколад, что день 11 июля объявили Всемирный день шоколада. Несколько лет назад накануне этого праздника в российском городе Покров установили первый в мире памятник шоколаду — бронзовую статую феи в шляпке-колпачке и с шоколадкой в руке.

Иллюстрации с изображением полезных качеств шоколада

Творческая активность Помощник при на-грузках

Работоспособность

успокаивает нервы Предотвращает бо-лезни сердца Улучшает циркуляцию крови

Расслабляет мускулы легких

Ход

I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Просмотр видео ролика «История шоколада»

Цель: 1. Расширить и обобщить знания детей о шоколаде.

2. Развивать логическое мышление через память, внимание и воображение.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, познавательно-коммуникативную активность, самостоятельность; формировать навыки взаимопомощи.

4. Познакомить детей с новыми профессиями: шоколадье, упаковщица, дизайнер фантиков.

5. Развивать компоненты устной речи: в грамматическом строе речи - упражнять в согласовании существительного с прилагательным; в обогащении словаря - подбор слов на заданную тему; в активации словаря - слова: шоколадье, упаковщица, дизайнер, какао боб, какао дерево.

6. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

Содержание: Воспитатель предлагает детям посмотреть видео ролик про «Историю шоколада»

После просмотра видео ролика воспитатель задает наводящий вопрос: «Что такое шоколад?», выслушивает ответы детей, дополняет их и дает словесное объяснение слова-доминанты «шоколад» (Шоколад-кондитерское изделие на основе масла какао, которое является продуктом переработки какао-бобов – плодов шоколадного дерева.).

II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ

Рассматривание иллюстраций с изображением шоколада.

Цель. Сформировать у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании.

Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением полезных качеств шоколада, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.

Конспект фрагмента 2

совместной деятельности педагога и детей

(на основе разных видов деятельности)

(работа со словом-доминантой «шоколад»)

Цель: продолжать знакомить детей со значением слова-доминанты «шоколад».

Задачи.

1. Активизировать необходимые знания и обследовательские действия детей для создания системы смысловых связей в конкретном семантическом поле.

2. Способствовать овладению детьми умением самостоятельно моделировать семантическое поле с заданной доминантой.

3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантических полей на основе видовых отношений, отношений состояния, качества и действий.

4. Развивать у детей умение самостоятельно пользоваться необходимыми обследовательскими действиями для выявления качеств и свойств объекта.

Методический материал. Дидактические игры: «Определи на вкус», «Подбери как можно больше слов-действий», «Съедобное не съедобное», «Кто больше вспомнит?», загадка и стихи о шоколаде.

Материал: иллюстрации с изображением разных видов шоколада.

Оборудование:

изографы, магнитная доска, карточки с буквами и цифрами – «прищеп-ки»,

карточки - «продолжи ряд», обертка для шоколада, фигуры олимпийских символов, мультимедиа, конфетный зонт, волшебная книга, напитки для дегустации, какао порошок, шоколадный кинозал, билеты в кинозал,

объемные конфеты.

Иллюстрации с изображением разных видов шоколада.

ореховый белый молочный

темный жидкий миндаль и кокос

фундук с изюмом клубника с йогуртом с печеньем

Загадки о шоколадке

Расчерчен на квадратики, Завёрнут в серебро, как его вы развернёте, момен-тально вы поймёте, что нашёлся сладкий клад.

Это вкусный. (шоколад)

Это плитка, но не в ванной, не конфета, хоть и сладко, тут без всякого обмана, это просто. (шоколадка)

Стихи о шоколадке

Шоколад всегда в почете

и в быту, и на работе

любят взрослые и дети

позабыть про все на свете

стать счастливей во сто крат, Шоколаду каждый рад!

***

Очень вкусен, говорят, Разноцветный мармелад, но люблю я виноград

и молочный шоколад.

Я попробовать бы рад

в шоколаде виноград, или много раз подряд

Шоколадный мармелад.

***

Как люблю я шоколад! Съел вчера с утра подряд

Белый, пористый, хрустящий, и с малиной настоящей.

С молоком, с орехом, с вишней, и с изюмом ведь не лишний! Целых восемь плиток съел.

А потом живот болел! И теперь уже неделю

Щи я ем и рис с тефтелей.

Ход

III ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ

А) Форма «Шоколад»

Цель: моделирование детьми семантического поля на основе видовых отношений слова-доминанты «шоколад».

Д/и «Скажи какой?»(образование прилагательного от существительного)

Содержание Воспитатель говорит предложение: «В магазине продается шоколад», выделяя в нем слово-доминанту «шоколад», дети подбирают к нему слова, характеризующие шоколад, отвечающие на вопрос «Какой?»

воздушный, вкусный, декоративный, сладкий, кондитерский, пористый, ароматный, фигурный, плиточный, коричневый, темный, порошковый, горький, молочный, белый, с добавками, горячий, трюфельный, ореховый, элитный, коллекционный, ассорти.

Игра «Магазин»(описание)

Описание: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Магазин шоколадок». Ребенок говорит продавцу какую он хотел купить шоколадку (с начинкой, без начинки; с орехом или с воздушным рисом, белый или горький и т. д.)

Б) Практические опыты с «шоколадом».

Цель. Подвести детей к пониманию того, что шоколад тает от воздействия тепла.

Материал. Настольная лампа, солнечные лучи, морозилка (тарелка для шоколада).

Содержание.

1 Ложу шоколад на тарелку и ставим тарелку в холодное место:

Вывод. В холодную погоду шоколад твердеет.

2 В жарку погоду на подоконник, ставим тарелку с шоколадом он заметно легко тает. (Становится мягким, растекается)

Словесная игра «Составь предложение»

Цель: моделирование детьми семантического поля на основе отношений качества слова-доминанты «шоколад».

целый, разломанный, растаявший, твердый, мягкий, жидкий, горячий

целый разломанный растаявший

твердый мягкий жидкий

горячий

В) Д/И «Подбери действие»; «Собери пазы»

Изготовить плакат

Цель: Сформировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, подбирать названия со словом-доминантой «шоколад».

Материал. Иллюстрации с изображением шоколада.

Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением шоколада, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их. (Ломается, радует, тает, мажет, пачкает, украшает, портится.)

ломается радует тает

мажет пачкает украшает

портится

В заключении. В процессе работы способствовали обогащению лексики детей (расширению лексического запаса) с помощью слова-доминанты «шоколад» и овладению смысловой стороной слова.

Фрагмент 3

Совместной деятельности педагога и детей

(на основе познавательно-исследовательской деятельности)

(работа со словом-доминантой «Шоколад»)

Цель: познакомить детей со смыслом слова-доминанты «Шоколад».

Задачи.

1. Активизировать детей осваивать смысл слова-доминанты в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

2. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

3. Способствовать овладению детьми умением использовать слово-доминанту в соответствии с контекстом художественного слова.

4. Обогащать словарь детей на основе лексики семантических полей слова-доминанты.

Материал. Карточки с буквами.

Каждая пара должна расшифровать одно слово.

(Желе, орех, нуга, изюм, джем.)

Ход

IV ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

А) Речевая ситуация.

придумать однокоренные слова со словом-доминантой «шоколад», ис-пользуя дидактическую игру «Расшифруй слово»

Дидактическая игра «Расшифруй слово».

Цель. Сформировать умение у детей овладевать смысловой стороной слова-доминанты «шоколад» и навыками использования доминанты в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Материал. Карточки с буквами.

Каждая пара должна расшифровать одно слово.

(Желе, орех, нуга, изюм, джем.)

А О М Р Е Х У Н И Ж Ю Л Д З Г

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

желе

10 5 12 5

изюм

9 14 11 3

джем

8 7 15 1

орех

2 4 5 6

8 7 15 1

нуга

Дидактическая игра «Что ты знаешь».

Цель: рассказать, что дети запомнили про шоколад, из чего его делают, где растёт, какой он бывает. Развивать внимание память.

Оборудование: мяч, поощрительные призы.

Описание: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, из чего делают шоколад. ?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

Б) Речевая ситуация: воспитатель предлагает детям объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений со словом-доминантой «шоколад» :

- Все в шоколаде.

- Выглядит как шоколадка.

- Шоколад лечит печаль.

Домашнее задание. Коллекция «оберток шоколада»

Цель. Развивать и стимулировать творческую и познавательную активность детей, закрепить умения собирать интересные обертки от шоколадок.

Материал. Коробка, клей, доска, альбом.

Содержание. Воспитатель предлагает детям принять участие в коллекции «оберток шоколада», объясняет суть выполнения задания.

1. Каждый ребенок приносит фантики от шоколада.

2. Они должны быть разные и интересные, красивые.

3. Разной фактуры.

4. Мы их будем клеить на стенд (альбом) или сложим в красивую коробочку.

5. Периодически будем доставать, рассматривать и добавлять новые виды фантиков от шоколадок.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Тема: «Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – важнейший.

Анализ результатов освоения ООП доо в старше-подготовительной группе за 2016–2017 год Старше-подготовительная группа является разновозрастной группой Муниципального образовательного учреждения д/с №13. Воспитательно - образовательная.

Презентация «Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В дошкольном.

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте ФГОС ДО «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте ФГОС ДО по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой.

Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста «Связь времен в семейных традициях и увлечениях».

Реализация проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста 1 С. Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Универсальные навыки исследовательского.

Реализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий по.

Творческая работа в начальном классе для обогащения словарного запаса учащихся Творческая работа в начальном классе для обогащения словарного запаса учащихся. В этом году включили в план новый предмет "Словарная работа".

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО Костенко Александры Александровны, Сироштаненко Т. Г. АНАПСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП дов ДОО
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 18:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП дов ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Алия Сагдиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД