Папки-передвижки

Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы

Ольга Дьячкова
Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время все более актуальными становятся проблемы цифровизации образования и дистанционного обучения, возникает необходимость формирования у школьников функциональной (в том числе, читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы, все больше усилий необходимо прилагать современному учителю-филологу для повышения уровня мотивации обучающихся к изучению его предметов, а также к чтению художественной литературы в целом.

Публикация «Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах

В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.

Я думаю, что нет такого учителя, которого не волновали бы вопросы: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению.

Учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.

Задача педагогов - сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Первоосновой всего учебно-воспитательного процесса является урок. Именно на уроке и формируется человек завтрашнего дня.

Содержание образования – это король,

а технологии образования – это Бог.

Владимир Павлович Тихомиров (крупный ученый в области исследования технологий)

Поэтому, готовясь к каждому уроку, я в первую очередь думаю, как заинтересовать учеников своим предметом, как создать доверительную комфортную атмосферу, как пробудить творческие силы.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературе в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны :

подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

игры-соревнования (обучающиеся делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

диалоги с героями книг;

ролевые игры.

Прежде всего, стараюсь учитывать в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность ребят, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.

Мне интересны методы графического выражения процессов восприятия, каковыми являются методы интеллект-карт и скрайбинга.

Школьникам иногда трудно разобраться в композиции произведения, увидеть выразительные средства, использующиеся в произведении, установить причинно-следственные отношения, запомнить термины, героев. При изучении литературы и русского языка ученики сталкиваются с незнакомой для нашего слуха и языка лексикой. Кроме того, у детей иногда затруднено формирование логических действий. Метод интеллект-карт помогает преодолеть эти трудности.

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

При помощи Интеллект - карты легче выделить основную мысль : она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Эффективен на уроках литературы скрайбинг. «Скрайбинг — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов, с помощью визуальных метафор».

Преимущества скрайбинга: доступность приема для всех учащихся; обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; лучшее усвоение информации. Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочение информации, использование «визуальных метафор», позволяет «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе». При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения. Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени — в отличие от презентации Power Point. На уроке литературы, построенном на использовании такого приема, ученикам понадобится лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо специальный скетч-бук, который пригодится им в течение нескольких лет; маркеры для рисования, текст художественного произведения. Учителю также потребуются маркеры, флипчарт или доска для рисования, заранее созданные наброски собственного визуального конспекта, на который можно будет ориентироваться. Для скрайбинга подойдут простые фигуры и минимум цветов (оптимально — четыре). Цвет тоже будет нести определенную смысловую нагрузку. Важными являются также контейнеры (рамки, в которых записывается информация. Визуальный конспект предполагает осознанную композицию элементов — все записи и рисунки располагаются в определенном месте листа, обозначая, таким образом, противопоставление или взаимовлияние образов, позволяя выявить особенности композиции произведения. При этом каждый конспект получается индивидуальным, он ориентирован не только на логические, но и на эмоциональные, ассоциативные связи — учащийся создает его так, как считает нужным, то есть, «визуальные средства обеспечивают контекст». При создании визуального конспекта по литературе в него обязательно вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая нас к основной цели литературного образования в школе. При использовании скрайбинга создается иллюзия импровизации со стороны учителя, однако его конспект должен быть выверен — он направляет работу учеников по созданию собственных конспектов в течение урока. Когда скрайбинг уже освоен школьниками, можно предложить им самим решить, какие контейнеры и символы использовать, какой подбирать цвет. Конечно, это обсуждается коллективно.

Подобный подход, процесс совместного творчества вызывает интерес у учащихся, развивает их воображение, логическое и ассоциативное мышление. Скрайбинг способствует лучшему усвоению информации. К примеру, школьники не просто составляют сравнительную характеристику — подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков литературы — они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают их в определенном порядке, запоминают, потому что не только записывают, но и зарисовывают информацию и делают это осознанно. Как использовать скрайбинг на уроках литературы для достижения школьниками планируемых результатов? Рассмотрим использование техники скрайбинга на уроке, посвященном образу Тараса Бульбы. Учитель или специально подготовленный ученик делает сообщение об истории создания повести «Тарас Бульба» — фамилия и имя заглавного героя записываются в середине флипчарта и в центре ученических листков без кавычек. Предположение, что будем говорить не обо всем произведении, а о заглавном герое — и только на материале первой главы — подтверждается изображением персонажа в конспекте. В учительском варианте это распечатанный цветной портрет, ученики могут либо нарисовать силуэт, либо ограничиться помещением имени в контейнер. Ученики вспоминают определение литературного героя, делятся первичными впечатлениями, рассказывают, что показалось непонятным в герое, что удивило и заставило задуматься. В углу конспекта под знаком вопроса учитель коротко записывает то, что ребята не принимают или не понимают в герое: это его увлеченность войной, равнодушное отношение к жене, упрямство и своеволие, строгость по отношению к детям и его взгляды на воспитание. Знак вопроса помещаем в контейнер, чтобы вернуться к этой информации в конце урока; наша задача — проанализировать образ и понять героя. С помощью фронтального опроса выясняем, какие средства и приемы использует автор для создания образа: соответствующие записи делаются в конспекте. Слова «портрет», «интерьер», «речевая характеристика», «авторская характеристика», «действия героя» помещаются в контейнеры в виде знамен и располагаются вокруг портрета. Основные контейнеры могут быть приготовлены заранее и прикрепляться к флипчарту, как аппликация. Проверяем, насколько дети внимательно читали текст, когда предлагаем им найти портретные детали, с помощью которых автор изображает Тараса. К контейнеру «портрет» — дописываем, что Бульба был «чрезвычайно тяжел и толст». Над подбором материалов к остальным контейнерам семиклассники работают в малых группах. Выявление авторской характеристики лучше поручить сильным учащимся, более простое задание, связанное с интерьером, целесообразно адресовать менее подготовленным ученикам. Действия героя могут быть выявлены в ходе коллективной работы. Задача школьников - найти в тексте нужный фрагмент и выразительно прочитать его, определить, что стоит записать в конспект, проанализировать роль действия, фразы, детали авторского высказывания в создании образа героя. Семиклассники выразительно зачитывают фразы, говорящие о грубости и прямоте характера Бульбы, о его вспыльчивости, ироничности и уме. Выводы записываются в конспект. После того как конспект почти закончен, учащиеся по цепочке рассказывают его, пользуясь собственными записями, подводя таким образом итоги урока. Возвращаемся к самой первой записи, сделанной в конспекте. На заключительном этапе урока возможны вопросы : — Изменилось ли ваше отношение к герою? — Что стало понятнее? — Если бы Тарас был вашим современником — как бы вы его оценили? Ребята зачеркивают в конспектах знак вопроса и ставят значок "плюс" или «минус» возле того факта, который был им неясен и непонятен. Практически все меняют отношение к герою и приходят к выводу, что Тарас Бульба — человек своей эпохи, «трудного бранного времени», чем и объясняется своеобразие его характера. В результате вместо традиционной таблицы в тетради получается яркий визуальный конспект, который создавался в процессе коллективной работы с текстом. Таким образом, скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения. Школьники работают индивидуально и в группах, самостоятельно и в сотворчестве с учителем, находят необходимую информацию, обобщают ее и вносят в конспект, по деталям собирают характеристику героя, дают оценку его поступкам, высказывают собственное мнение, подбирая аргументы и т. д. Очевидно, что скрайбинг способствует достижению обучающимися планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Впрочем, требование к работам с текстом, выполняемым с применением ресурсов информационно-образовательной среды, одно для всех — эти работы не должны быть целью урока, они не должны «затмевать» смысловОе чтение текста. Эти работы являются не более чем «помощниками», которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. В противном случае урок литературы может стать обычным для современных подростков времяпрепровождением с использованием гаджетов – просматриванием цифрового контента и ярких картинок, чтением цифровых текстов и так далее. При отборе цифровых технологий в целях преподавания русского языка и литературы необходимо идти от количества к качеству. Специфика предметов заставляет задуматься о главенствующей роли формирования навыков письменной речи, которая не может полностью происходить в цифровой среде. Учителю-филологу важно разумно пользоваться цифровыми технологиями, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно-коммуникационные технологии, уметь планировать уроки русского языка и литературы так, чтобы современные школьники могли пользоваться всеми возможностями информационно-образовательной среды, изучая в школе русский язык и литературу. Только в этом случае будет создана мотивация обучающихся к изучению предметов, произойдет приобщение к чтению художественных произведений, что повысит качество их филологического образования, активизирует работу на уроках.

Публикации по теме:

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы
Опубликовано: 9 января 2023 в 21:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дьячкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД