Ольга Курко
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Курко Ольга Александровна
ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в работе с детьми, поскольку речь, являясь не только средством общения и орудием мышления, но и возникает и развивается в процессе общения.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В высказываниях А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Самая ранняя форма коммуникации является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Исследования показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи детей старшего дошкольного возраста и других психических процессов замедляется. Так же отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.
Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В. В. Ветровой, С. А. Мироновой утверждают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а обусловлен потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.
С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
Диалогическая форма общения становится наиболее социально значимой для дошкольников. Диалог является естественной средой развития личности.
У детей есть интерес к общению со сверстниками, стремление привлечь к себе их внимание, однако диалог не получается. Чаще всего ребенок не умеет слушать партнера, говорит о своем, не ориентируясь на высказывания и интересы партнера, не отвечает на высказывания партнера по диалогу.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Желание участвовать в диалоге, развивать умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику, воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения, побуждать детей к активному общению, развивать навыки диалогической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы, развивать интонационную выразительность речи, учить прислушиваться к репликам партнера и соблюдать очередность в диалоге, помогать осваивать шаблонные элементы диалогической речи- поддерживание у детей диалога необходимо на протяжение всего дошкольного возраста.
Только при создании благоприятных условий будет полноценное развитие диалогической речи у детей для совместной деятельности ребенка и взрослого.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи.
Один видов детской деятельности игра, она используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника, имеет решающее значение для развитии всех психических процессов и личности ребенка в целом, оказывает существенное влияние на развитие общения детей.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на развитие диалогической речи ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры -это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития вербального общения детей. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом своеобразия психической деятельности воспитанников и их потенциальных возможностей.
Каждая игра требует специальной подготовки со стороны педагога и детей, а иногда и со стороны родителей. Дети, готовясь к игре, изготавливают костюмы или кукол, иногда с помощью родителей, разучивают стихи, читают литературные произведения, беседуют на определенные темы, связанные с предстоящей игрой.
Сюжетно-ролевая игра является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в сюжетно-ролевой игре являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры.
Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию сюжетно-ролевой игры.
В результате участия в специально организованных сюжетно-ролевых играх дети старшего дошкольного возраста смогут освоить :
— согласованное выполнение ролевых действий в соответствии с сюжетом;
— осуществление диалога в процессе ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты);
— навыки общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого.
Сюжетно-ролевая игра позволяет старшим дошкольникам в непринужденной форме спонтанного моделирования жизненной ситуации, присущей игровому взаимодействию, освоить присущие выбранным тематическим ситуациям диалоги, усвоить речевые формулы, необходимые для общения в данных ситуациях. Эти речевые формулы запоминаются детьми тем более легко, чем более эмоционально воспринимают они игровую ситуацию. Сюжетно-ролевая игра, проходящая под контролем воспитателя, который направляет и корректирует речевое общение детей, подсказывает и напоминает нужные обороты для ведения диалога, является прекрасным средством коррекции диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
В процессе организации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Список литературы
1 Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. — СПб. : Детство-пресс, 2007. — 48 с.
2 Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/ Д: Феникс, 2006. — 128 с.
3 Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — М. : Просвещение, 1982. — 68 с.
4 Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. — М. : Академический проект, 2008.—128с.