Получи документы

Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка. Памятка для родителей

Емельянова Ирина Алексеевна
Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка. Памятка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Тревожность - это психологическая особенность, склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность связана с ожиданием социальным последствий его неудачи или неуспеха.

Тревожность влияет как на психологическое, так и физическое здоровье. При тревожности проявляются следующие симптомы: головокружение, тошнота, учащенное сердцебиение, сухость во рту, бросает то в жар, то в холод, повышается потоотделение, тремор рук и ног, слабость во всем теле. В ответ на тревогу, вызванные реальными или воображаемыми проблемами, вырабатывается кортизол (гормон стресса, который приводит в состояние «бей и беги», в следствии чего, возникает быстрая утомляемость, особенно если тревожное чувство проявляется изо дня в день.

Публикация «Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка, Памятка для родителей» размещена в разделах

Знание педагогами проявление симптомов тревожности и своевременный мониторинг учащихся психологом, помогает избежать серьезных нарушений психического и физического здоровья учащихся. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа психолога заключается в данных направлениях: психологическое просвещение педагогов; психологическое просвещение родителей; обучение педагогов и родителей определенным методикам; непосредственная работа с учениками в школе; сопровождение, помощь и поддержка со стороны психолога и школы во внеурочное время.

В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания :

1. От рождения до шести месяцев. Неожиданные звуки, резкие движения, отсутствие опоры вызывают у малыша сильную тревогу.

2. От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты. Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружения и обстановки.

3. От года до двух лет. По-прежнему присутствует боязнь чужих людей. На передний план выдвигается страх отрыва от матери. Также ребенок боится засыпания, получения ушибов, посещения медработника.

4. От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов отторжения со стороны матери или отца, новых сверстников. Малыш боится сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Он боится грозы, молнии, темноты. Его тревожит страх одиночества. К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания.

5. С трех до шести. Наиболее ярким в этот период является страх темноты и замкнутого пространства. Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей, которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров.

6. С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Образы героев фильмов и сказочных персонажей продолжают тревожить детское воображение. С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов, в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности.

7. С семи до одиннадцати. У ребенка наблюдается проявление мнительности, тревожности, навязчивости. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей, не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются «школьные страхи» — получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников, боязнь физического насилия, а также страх перед природными явлениями.

8. С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства, смерти.

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);

излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;

сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;

частые запреты;

разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);

конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;

разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной, чтоб добиться послушания.

Тревожность приводит к разрушительным последствиям для несформированной психики ребенка, поэтому необходима своевременная работа по профилактике и коррекции тревожности. Работа психолога заключается в поддержании баланса трех составляющих человека компонентов: душа, тело, разум, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой. Душа - эмоциональные проявления человека, его настроение; тело - зажимы и блоки, напряжения в разных частях тела; разум - шаблоны мышления, стереотипы.

Для этого необходим комплекс методов, направленных на каждый компонент. Цель нашего исследования заключается в рассмотрении следующих методов по коррекции тревожности : арт-терапия (душа, телесно-ориентированная терапия (тело) и позитивная психотерапия (разум). Основал арт-терапию Адриан Хилл (Великобритания, 1895-1977). Арт-терапия это одна из форм терапий. Данное направление напрямую связанно с творчеством, визуальными искусствами (живопись, скульптура, фотография, графика, оригами, бисероплетение и т. д.) и носит психопрофилактический, психокоррекционный и реабилитационный характер.

Отличительной чертой арт-терапии является то, что она использует в основном невербальный способ общения, позволяющий проявить внутренний мир человека. Речь является вспомогательным инструментом. Для того чтобы человек развивался гармонично, необходимо равное развитие обоих полушарий и нормальное взаимодействие межполушарий. Левое полушарие – моделирующее, логическое мышление, которое человек использует в повседневной жизни. В свою очередь творческий процесс активно воздействует и развивает правое полушарие. Такая деятельность человека как творчество, интуиция, креативность в работе, создание семьи и воспитание детей требуют работы, как раз, правого полушария.

Данный метод терапии позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне, а также отображения внутреннего «Я», формируя различные адаптивные механизмы взаимодействия с миром. Из этого следует, что благодаря арт-терапии достигаются следующие цели: человек учится выражать свои чувства и эмоции, связанные с переживанием каких-либо проблем; осознание своей уникальности и значимости как личности; развитие творческих способностей и, как следствие, гибкости ума; усовершенствование адаптивных способностей в постоянно меняющемся мире. Этих целей психолог придерживается не только в работе со взрослыми, но и с детьми.

Порой ребенок не может выразить то, что его пугает и тревожит. Он может рассказать о своих страхах простым предложением: «Я боюсь темноты, мне страшно». Когда ребенка спрашивают, почему же он боится темноты, то он не может развернуто ответить на этот вопрос, но мы можем предложить нарисовать или придать образное значение своему страху (в темноте может быть монстр). То есть, арттерапия - это наиболее мягкий метод работы с тяжелыми проблемами. Занятия арт-терапией помогает снять психическое напряжение. Основателями телесно-ориентированная терапии являются Вильгельм Райх (Австрия, 1897–1957) и Александр Лоуэн (США, 1910- 2008).

Телесно-ориентированная терапия направлена на работу и знакомство человека с его телом. Психолог помогает осознать глубинные потребности, желания, чувства, и понять, как они проявляются в телесных ощущениях. Неотреагированные, подавленные эмоции и травматичные воспоминания, частый стресс человека приводит к срабатыванию механизмов психологической защиты, которые остаются в теле в виде напряжения, зажимов и блоков. Человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Это работает и в обратную сторону. Следовательно, работая над мышечными зажимами можно оказать влияние на психику человека, и наоборот. Работа с телом эффективна при тревожности, неврозах, страхах, беспокойстве, депрессии, головных болях и болях в спине, расстройствах пищеварения.

Большую часть информации наше сознание и бессознательное передает невербальными средствами общения, то есть сигналами тела. Поэтому необходимо научиться улавливать эти сигналы, прислушиваться к своему телу, его реакциям. Телесно-ориентированная терапия помогает связать воедино мысли, эмоции и действия, благодаря развитию способности телесно-чувственного осознания.

Влияние на психологическое и физическое здоровье

Страх - это чувство, которое является внутренним. Он возникает, когда сенсорные системы мозга определили, что внешний стимул представляет угрозу. Выходы цепей обнаружения угроз вызывают общее усиление возбуждения мозга и могут привести к измененной обработке угроз: страху и тревожным расстройствам.

Человек, чувствуя тревогу и беспокоясь за исход той или иной ситуации, максимально подготовиться, найдет наиболее подходящие пути решения и будет решать задачи. Но, как только эта форма становится постоянной, хронической, начинаются проблемы и в жизни человека.

Повседневное существование превращается в каторгу, ведь всё, даже мелочи, пугают. В дальнейшем это приводит к неврозу, а порой и к фобии, развивается генерализованное тревожное расстройство (ГТР). Четкой границы перехода от одного состояния в другое нет, невозможно предугадать, когда и каким образом тревожность и чувство страха перейдут в невроз, а тот в свою очередь в тревожное расстройство. Но есть определенные симптомы тревожности, которые проявляются постоянно без каких-либо значимых причин: потливость; приливы жара, озноб, дрожь по телу, тремор в отдельных частях тела, онемение, сильный тонус в мышцах; боль в груди, жжение в желудке (абдоминальный дистресс); обморочное состояние, головокружение, страхи (смерти, сумасшествия, убийства, потери контроля); раздражительность, человек постоянно «на взводе», нервозность; нарушение сна; любая шутка может вызвать испуг или агрессивность.

Тревожный невроз - первые шаги к сумасшествию. Тревожный невроз у разных людей может проявляться по-разному, но существуют основные симптомы, особенности проявления этого состояния: агрессивность, упадок сил, полное отчаяние, тревожность даже при незначительной стрессовой ситуации; обидчивость, раздражительность, чрезмерная ранимость и плаксивость; зацикленность на какой-то одной неприятной ситуации; утомляемость, низкая работоспособность, снижение внимания и памяти; нарушения сна: неглубокий, легкости в теле и в голове нет после пробуждения, даже малейшая перевозбуждённость лишает сна, а в утренние часы, наоборот, наблюдается повышенная сонливость; вегетативные нарушения: потливость, скачки давления (в большей степени к понижению, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение; человек в период невроза негативно, порой даже агрессивно реагирует на изменения в окружающей среде: понижение температуры или резкое повышение, яркий свет, громкие звуки и т. п. Но необходимо заметить, что невроз может проявляться как явно у человека, так и скрыто.

Нередки случаи, когда травма или ситуация, предшествующая невротическому сбою, произошла давно, а сам факт появления тревожного расстройства только-только сформировался. Характер самой болезни и его форма зависит от окружающих факторов и самой личности человека.

Моллер впервые объяснил три предсказуемых стадии, которые использует организм для реагирования на стрессовые факторы, называемый общим синдромом адаптации:

1. Тревога : первая реакция на стресс признает опасность и готовится справиться с угрозой. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (HPA) ось и вегетативная нервная система активированы. Выделяются первичные гормоны стресса - кортизол, адреналин и нонадреналин.

2. Сопротивление: гомеостаз начинает восстанавливать баланс, и наступает период восстановления для восстановления и восстановления. Гормоны стресса могут вернуться в норму, но может быть снижена защитная сила и адаптивная энергия.

3. Истощение: На этом этапе стресс продолжался в течение некоторого времени. Способность организма сопротивляться теряется, потому что его адаптационная энергия исчезла. Это часто называют перегрузкой, истощением, надпочечниковой усталостью, дезадаптацией или дисфункцией.

По словам Моллера, изменения оси HPA могут вызвать несколько состояний, таких как хроническая боль, фибромиалгия и резистентность к инсулину. Затем Моллер рассказал о потенциальных последствиях страха для общего, физического, эмоционального, экологического и духовного здоровья. Потенциальные последствия хронического страха для общего здоровья включают в себя :

1. Дисфункция иммунной системы.

2. Дисфункция эндокринной системы.

3. Изменения вегетативной нервной системы.

4. Нарушение цикла сна / бодрствования.

5. Расстройства пищевого поведения.

6. Изменения в гипоталамус-гипофизарно-надпочечниковой оси.

Потенциальные последствия хронического страха для физического здоровья включают головные боли, переходящие в мигрень, мышечные боли, превращающиеся в фибромиалгию, боли в теле, переходящие в хроническую боль, и затрудненное дыхание, превращающееся в астму, сказал Моллер.

Потенциальные последствия хронического страха для эмоционального здоровья включают в себя :

1. Диссоциация от себя.

2. Невозможно любить.

3. Выученная беспомощность.

4. Фобическая тревога.

5. Перепады настроения.

6. Обсессивно-компульсивные мысли.

Существует несколько типов тревожных расстройств, нарушающих социальное, личное или академическое функционирование. Частота тревожных расстройств колеблется от 3% до 20% детей и подростков. У младенцев и детей дошкольного возраста тревожные расстройства встречаются редко. Они чаще всего начинают появляться в раннем детстве и могут сохраняться в зрелом возрасте. Частота тревожных расстройств у мальчиков и девочек примерно одинакова в начальной школе, но различия между ними проявляются в подростковом возрасте, причем у девочек в два-три раза выше вероятность развития тревожных расстройств.

Состояние хронической тревожности и депрессии схожи, именно поэтому появилось понятие ТДР, как некая переходная форма. Симптоматика расстройства следующая: перепады настроения; нарушения сна в течение длительного периода; тревога, опасения за себя и близких; апатия, бессонница; низкая работоспособность, снижение внимания и памяти, неспособность усваивать новый материал. Существуют и вегетативные изменения: усиленное сердцебиение, повышенная потливость, приливы или, наоборот, озноб, болевые ощущения в солнечном сплетении, нарушения работы ЖКТ (боль в животе, запор, диарея, мышечные боли и другое. Тревожно депрессивный синдром характеризуется наличием нескольких вышеперечисленных симптомом в течение нескольких месяцев.

Тревога - одно из самых распространенных переживаний детей и взрослых. Это нормальная адаптивная реакция, так как она создает уровень возбуждения и готовности к опасности. Основной характеристикой тревоги является беспокойство, то есть страх, что будущие события будут иметь отрицательные последствия. Взволнованные дети гораздо чаще, чем их сверстники, считают незначительные события потенциально опасными.

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Заключение

В настоящее время признаны биологические основы страха и тревоги, а также определены основные структуры мозга и нейронные цепи, вовлеченные в обработку эмоциональной информации и поведение. Эмоциональные и когнитивные процессы не могут быть разобщены, даже если рассматривать такую базовую эмоцию как страх. Когнитивное восприятие событий и ситуаций критически связано с эмоциональными переживаниями, а также влияет на стратегии преодоления или защитные механизмы.

Тревога - это реакция на стресс, которая имеет как психологические, так и физические особенности. Считается, что чувство возникает в миндалине, области мозга, которая управляет многими интенсивными эмоциональными реакциями. По мере того как нейротрансмиттеры передают импульс симпатической нервной системе, частота сердечных сокращений и дыхания увеличивается, мышцы напрягаются, а кровоток отводится от органов брюшной полости к мозгу. В краткосрочной перспективе тревога готовит нас к кризису, заставляя тело быть начеку. Но его физические эффекты могут быть контрпродуктивными, вызывая головокружение, тошноту, диарею и частое мочеиспускание. И когда это продолжается, беспокойство может нанести ущерб психическому и физическому здоровью.

Исследования по физиологии связанных с тревогой заболеваний еще молоды, но все больше доказательств взаимного влияния эмоций и физического функционирования. Тем не менее, тревога часто остается неопознанной как источник других расстройств, таких как токсикомания или физическая зависимость, которые могут быть результатом попыток подавить чувство тревоги. И это часто упускается из виду при бесчисленных симптомах хронических состояний, таких как синдром раздраженного кишечника (СРК) или мигрень.

Приблизительно две трети из примерно 40 миллионов взрослых с тревожными расстройствами составляют женщины. Общим для людей с этими расстройствами является необоснованный страх или беспокойство, которые мешают повседневной жизни. Тревога также играет роль в соматическом расстройстве, которое характеризуется физическими симптомами, такими как боль, тошнота, слабость или головокружение, которые не имеют видимой физической причины.

Признаки патологических (невротических страхов) :

1. Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.

2. Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.

3. Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).

4. Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Публикации по теме:

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Влияние компьютерных игр на.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Памятка для родителей «Хвалите ребенка правильно» Ребенок подрос, но не может ещё он отличать хорошее поведение от плохого. Поэтому вы, родители должны помнить, что самое главное этому надо.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка. Памятка для родителей
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 15:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние страха и тревожности на здоровье ребенка. Памятка для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Ирина Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД