Татьяна Максимович
Влияние стилей педагогического общения на межличностные отношения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших требований, которое предъявляет педагогическая профессия к воспитателю, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности.
Публикация «Влияние стилей педагогического общения на межличностные отношения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражалась в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегал к приказному тону, делал резкие замечания. Бросалось в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определял общие цели работы, но и указывал способы выполнения задания, жестко определял, кто с кем будет работать и т. д. Задания и способы их выполнения давались им поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у
воспитуемых развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверчивость в личных взаимоотношениях.
Главной же особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение педагога из учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.
При авторитарном стиле между членами группы царит вражда, особенно заметная на фоне покорности педагогу и даже заискивания перед ним.
При демократическом стиле воспитуемые не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностно отношении. Качество и оригинальность выполняемой работы повышались пропорционально росту групповой сплоченности, взаимопомощи и открытого дружелюбия во взаимоотношениях.