Оксана Бондаренко
Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников – проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.
Публикация «Использование современных педагогических технологий в валеологическом просвещении дошкольников» размещена в разделах
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 60% от его образа жизни.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме валеологического просвещения, было определено, что «валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса»,
В нашем детском саду за 2016 г. процент заболеваемости детей увеличился, по сравнению с предыдущим годом на 6,9 %, за счет поступления детей во 2 корпус учреждения. Еще одной причиной детской заболеваемости являются регионально-климатические особенности нашего округа. (актуальность для ДОУ)
При этом всё же следует правильно оценивать возможности самого ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здесь на помощь приходят современные здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых, как отмечалось выше, воспитание валеологической культуры у детей-дошкольников, создание такой развивающей среды, которая способствовала бы расширению ближайшей зоны развития ребёнка, приобщения его к здоровому образу жизни.
Реализуемая нами программа «Детство» нацеливает педагогов на формирование у детей дошкольного возраста валеологических знаний, однако не предусматривает создание целостной системы, где знания являются только одной из составных частей по воспитания валеологической культуры дошкольника, формируются отрывочно, без интеграции в различные сферы детской деятельности.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью формирования валеологической культуры дошкольника, как фактора сохранения их здоровья, и отсутствием разработанной целостной системы работы по валеологическому воспитанию, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к проведении разнообразных форм работы с детьми.
В связи с этим, создание системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника в процессе воспитательно-образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий, стало актуальным и необходимым.
Создавая систему работы по формированию валеологической культуры дошкольников нужно использовать современные оздоровительные технологии, нетрадиционные подходы к организации различных форм работы с детьми.
Интеграция работы педагога по воспитанию валеологической культуры дошкольников в различные виды детской деятельности в процессе воспитательно-образовательной работы в группе:
1. на занятиях:
занятия по валеологии (2 раза в месяц) на занятиях «социальный мир»;
интеграция с другими областями (межпредметные связи)
2. вне занятий:
проектная деятельность;
опытно-исследовательская деятельность;
оздоровительные подвижные игры в режиме дня;
дидактические игры;
чтение художественной литературы;
психофизический тренинг;
творческие задания,
проблемное обучение
сказкотерапия.
3. на тематических мероприятиях:
дни здоровья;
недели здоровья;
валеологические шоу;
праздники здоровья;
КВН, викторины;
просмотр видеофильмов;
конкурсы рисунков, стенгазет;
4. оздоровление через режимные процессы
утренняя гимнастика;
психогимнастика;
гимнастика после сна;
в процессе питания;
зрительная гимнастика;
дыхательная гимнастика;
массаж, самомассаж;
точечный массаж.
5. во время летнего оздоровления.
Наверняка, каждый из присутствующих понимает, что можно долго биться, воспитывая у ребенка основы здорового образа жизни в детском саду, но если ребенок приходит домой, и родители, элементарно, забывают напомнить ему вымыть руки, то о каком здоровье может идти речь, поэтому целесообразно в комплексе образовательных здоровьесберегающих технологий использовать валеологические технологии просвещения родителей. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".
Сложилось так, что именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.
Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть индивидуальные и групповые, традиционные и нетрадиционные.
В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает :
• целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
• ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
• ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач широко используются :
• информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
• консультации;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;
• «дни открытых дверей» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;
• совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.
• Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей.
Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Огромное значение для решения поставленных нами задач имеет создание предметно-развивающей среды.
Пособия и наглядно-дидактические игры можно не только покупать, но разрабатывать самим и родителями («Как мы дышим», «Здоровое сердце», «Разгадай кроссворд» и «Как устроен человек) научат детей анализировать, синтезировать, строить гипотезы и умозаключения.
Организация семейных клубов сплотит педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья и детей.
Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми и их родителями с включением инновационных методов оздоровления имеет огромный учебно-воспитательный оздоровительный потенциал, что бесценно для воспитания валеологически культурного дошкольника.