Смаль Виктория
Эссе «Влияние современных технологий на процесс воспитания детей дошкольного возраста»
На протяжении последних десятков лет в нашу жизнь стремительно и очень прочно проникли современные технологии. Теперь трудно представить жизнь без интернета, телевидения, компьютеров, телефонов и других различных гаджетов. Мы учимся, работаем и даже общаемся с помощью современных технологий. В данном внедрение есть не только положительные, но и отрицательные стороны. И чем больше появляется технологий, тем острее встает вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение. Огромный объем информации доступен каждому ребенку, но эта информация не проходит никаких фильтраций. Нельзя с уверенностью сказать, что эта информация полезна или вообще не нанесёт ребенку вред.
Публикация «Эссе „Влияние современных технологий на процесс воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В процессе воспитания не нужно забывать о значимости родителя, как основного примера для подражания. Но на современном этапе, мы слишком заняты и не уделяем ребёнку достаточное количество времени. Мы уже не читаем на ночь сказки, не поем колыбельные, не разговариваем с ребенком. Гораздо легче и проще «отдать ребёнка на воспитание телевизору» или телефону. Однако в последствии это с виду безопасное занятие повлечет за собой катастрофические результаты. Я бы хотела сказать не только о вреде для здоровья, но и психического развития.
Задумайтесь. Как часто вы читаете своему ребенку? Вы общаетесь с ним дома? Или придя из садика, он предоставлен экрану телевизора? Вы включаете ему мультфильмы на компьютере, что бы он «не мешал» вам? Когда вы укладываете ребенка спать, что он видит перед сном? Как вы его целуете, и читаете ему сказку или очередную порцию мультсериалов? Сколько времени ваш ребёнок играет на компьютере? А самое главное, во что он играет?
По данным Федеральной службы Государственной Статистики, был проведен опрос родителей, у которых есть дети до 15 лет. Было опрошено 2009 человек. Им был задан вопрос «Как часто ребенок пользуется входом в интернет?» :
Ежедневно (не менее 1 раза в день) 60,7% детей используют интернет. «От случая к случаю», то есть раз в два-три дня 36,6% детей пользуются интернетом. И 2.7% затруднились ответить на данный вопрос.
https://www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz/survey0/dataSet/dataFiles/dataFile2/var109.htmlttp ://www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz/survey0/dataSet/dataFiles/dataFile2/var109.html
Это данные за 2013 год, сложно представить на сколько возросла эта цифра за последние 5 лет.
Для начала хотелось бы сказать о вреде для здоровья ребенка. У детей, которые часто находятся перед телевизором или компьютером нарушается осанка, организм испытывает дефицит движения, ухудшается зрение.
Что касается психического здоровья, в первую очередь это отставание в развитии речи. Когда ребенок не ведёт живых диалогов, не происходит общения «Вопрос - ответ». Для своевременного развития, речь должна быть включена в его ежедневные действия. Важно сказать так же и о речи внутренней, ребенок воображает, переживает в первую очередь в своей голове. А такой внешний фактор как телевизор отстраняет от надобности вести внутренний диалог.
Ребенок становится отстраненным, ему не интересно заниматься общим делом, вести какую – либо коллективную работу, он становится неспособным к самоуглублению. Это все может вытечь в заболевание – дефицит концентрации внимания. Оно особенно остро появляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью.
Ребенок начинает с трудом воспринимать информацию на слух, не может удержать предыдущую фразу и связать в единое представление. Речь, которую он слышит не вызывает никаких образов, впечатлений, поэтому ему становится скучно и неинтересно читать.
Фантазия резко снижается, вместе с творческой активностью. Дети начинают лениться, теряют желание чем – либо заниматься. Сюжетно – ролевые игры даются с большим трудом, а придумать игру самому становится невыполнимой задачей. Нет желания прилагать усилия для сочинения собственной сказки, собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, лепить, конструировать.
Когда ребенок чаще сидит один дома перед экраном, в повседневной жизни у него возникают трудности в общении со сверстниками. Он не понимает их увлечений и интересов, поэтому со временем сам теряет желание находить себе новых друзей. Ведь куда легче нажать на кнопку, что бы получить новую порцию развлечений.
У детей подверженных влиянию современных технологий, особенно это жестокие мультфильмы или игры появляется агрессивность. Жестокость становится абсолютно обычным делом, стирается ощущение общественных или моральных рамок. При этом дети не отдают отчета в собственных действиях и не представляют возможных последствий. Договариваться он не умеет и не хочет, легче обидеть собеседника и нечего ему не объяснять.
В дошкольном возрасте происходит становление внутреннего мира, формируется личность. В возрасте до 7 лет происходит зарождение фундаментальных способностей человека. Если упустить момент, фундамент поменять уже нельзя. Многие родители не отдают отчета, что это один из самых ответственных периодов взросления любого человека, который и будет определять дальнейшее развитие ребенка.
Полноценное же развитие может быть достигнуто только путем постоянного и непрерывного общения с близкими людьми. Нельзя заложить моральные ценности при помощи телевизора. Компьютер не сможет заменить ребенку родителей. Телефон не воспитает вашего ребенка. Все эти проблемы кажутся не значительными, пока вы с ними не столкнетесь. Все последствия становятся явными уже в более взрослом возрасте. А потом мы виним компьютер, жестокие игры, соседских детей, в том, что наш ребенок вырос именно таким. Начинать нужно всегда с себя. И винить нужно только себя.
Конечно, нельзя полностью отказаться от современных технологий. Во всех школах есть урок информатики. Компьютерные технологии, интерактивные доски используются в работе с детьми дошкольного возраста. Просто нужно вводить ограничения. Ребенок не видит меры при просмотре телевизора, ему всегда будет мало. Поэтому родители должны внимательно наблюдать за тем, какую информацию получает их ребенок и в каком количестве. Очень важно так же комментировать увиденное и помогать малышу осмыслить происходящее на экране.
Взрослые должны хотя бы попытаться помочь сохранить детство таким, какое было у них – беззаботное, радостное, полное друзей и приключений, с добрыми играми и отзывчивыми родителями. Только в наших силах не допустить информационный хаос.