Татьяна Алексеева
Влияние СМИ и современных игрушек на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Современные условия образования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому перед дошкольными учреждения встает важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения.
Публикация «Влияние СМИ и современных игрушек на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
В своем выступлении перед Федеральным собранием 2015 года В. В. Путин отметил о необходимости развитии творческого потенциала детей. Он говорил, что нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Все это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Можно сделать вывод о том, что существует потребность в нашей стране в развитии творческих личностей.
Воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображением.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. В нашем обществе можно заметить большой поток различных детских мультфильмов, которые круглые сутки показывают по телевидению, большой выбор детских игрушек и кажется, что в нашем мире ребенок может как никогда лучше развиваться и быть более творческим и активным.
Результаты исследования творческого воображения показывают тенденцию снижения уровня творческого воображения детей. Если дети в исследованиях даже двух летней давности, например по методике О. М. Дьяченко, имели преимущественно средний уровень творческого воображения, встречалось достаточное количество испытуемых которые дорисовывали фигуры в интересные картинки, а некоторые даже в интересные и замысловатые сюжеты, то в исследовании в настоящее время дети в большинстве случаев только называют и закрашивают недорисованные фигуры, а некоторые не могут придумать даже название фигуры.
Современная игрушка помогает ребенку войти во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в мировой истории. Игрушка формирует в ребёнке универсальные, этнические и индивидуальные черты его психического развития умственной деятельности ребёнка. Игрушки способствуют развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины. Особое место в настоящее время занимают игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих способностей, которые стимулируют и упражняют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. Поэтому необходим тщательный отбор игрушек ведь существуют и активно внедряются в детскую жизнь игрушки вредные-милитаристского, садистического низменного облика и содержания, ведущие к искажению гуманистических начал формирующейся личности, направляющие её к насилию, искажению нравственных и эстетических ценностей, ограничению потенций развития. Игрушки отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искажённые представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности.
Давайте вспомним, какие игрушки были раньше. Во-первых был ограниченный выбор игрушек, дети сами себе придумывали игрушки, шили, конструировали из подручных средств или воображали, что тот или иной предмет является каким либо объектом нужный ребенку. Во-вторых когда игрушки начали появляться на прилавках магазинов они были не «перегружены», то есть не было никаких лишних деталей, куклы игрушки были максимально приближены к реальным, представление детей не искажалось о идеалах красоты. Думаю, что многие заметили какие игрушки продают в магазинах : куклы зомби, вампиры, куклы с большими головами, синим цвета лица, красными глазами, с рожками, не естественным цветом волос, с нестандартными пропорциями тела, куклы в гробах и так далее. Не вольно начинаешь переживать за психику будущего поколения. Ведь эти игрушки являются кумирами многих детей, они требуют с родителей купить им именно такую современную игрушку за невероятную цену. И родители это делают, не замечая, как сами своими руками нарушают слабую психику ребенка, а потом не понимают почему дети становятся агрессивными, тревожными.
Как мы уже отмечали выше, творческое воображение лучше всего развивается когда ребенок начинает «сочинять» и «воображать», то есть когда действует сам, но с развитием игрушек ребенку больше не приходится придумывать из чего можно сделать, например, диванчик, так как уже есть готовый, им не приходится самим изготовлять куколок, потому что родители могут купить ему любую, какую только захочет ребенок. Таким образом, у ребенка не возникает потребности в том, что бы что то придумывать, так можно предположить, что это является одной из причин снижения уровня развития творческого воображения у детей.