Захарян Сильва Рубиковна
Влияние сказки на развитие ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка- великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя история народа
(Алексей Николаевич Толстой)
Все мы не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы наши дети, едва вступив в жизнь, не оказались обделенными не только нашим вниманием и любовью, но и добрым отношением других людей?
Что мы, взрослые, должны сделать для этого? Кто-то скажет-это дело самих детей, они должны сами научиться общению с окружающими. Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют.
Темочки:
В своей работе я стараюсь привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре-фольклору, искусству. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка-это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.
Сказка - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна детям для того, чтобы создать представление о пространстве (далеко-близко) и о времени (давно -сейчас, сначала-потом, вчера-сегодня-завтра).
Из многолетних наблюдений, могу отметить, что дети очень любят сказки о животных. Именно сказки о животных лучше всего учат маленьких детей. Для воспитанников животные не просто персонажи, а настоящие личности со своими умениями, чувствами, недостатками и достоинствами.
Воспитанникам очень нравятся такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Коза-дереза», «Три медведя», «Лиса и волк». Считаю, что с помощью данных сказок у детей раскрываются такие качества как: хитрость, мудрость и проворность.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство, через которое я стараюсь развить у детей чувство реального и простого, веселить, развлекать, радовать, приводить в движение душевные силы. Однако, сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу-радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух-герой, лиса-хитрая обманщица, волк-жадный, медведь-глупый, коза-лживая.
Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. В сказках о животных много песенок: поет лиса: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»; поет коза «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопрется, отворится…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок-кривоног по горе скок», «комар-пискун», «муха-горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико -игровой форме.
Чтобы дети лучше воспринимали и понимали сказки, в своей деятельности сопровождаю повествование сказок демонстрированием соответствующих иллюстраций. С детьми разыгрываем сказки, переодеваясь в костюмы, а также стараюсь использовать обычных кукол или кукольный театр.
Даже при последующих занятиях во время рисования, отмечаю, что у детей мысли и чувства, вызванные сказкой, проявляются в последующих действиях.
Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей.
Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению- и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.
Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону.
Это имеет важное значение для социально-педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение ребенка, его композиционное мышление на базе стандартных элементов.
Разумеется, многое зависит от нас, от таланта педагога, который сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, обладать «композиторским» мастерством.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.
В заключение хочется отметить, что те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь для дошкольников и взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности и важное средство формирования личности, а для взрослых - это уроки, в которых сказка обнаруживает свое воздействие на ребенка.
Литература:
1. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О. Н. Пахомова. - М. : Прометей, 2003. - 85 с.
2. Яковлева У. Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М. ,2008.
3. Бунятова А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. // Успехи современного естествознания. - 2010. -№6
4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб. : Речь, 2010. 240 с.