Полупанова Оксана
Влияние семьи на эффективность коррекционной работы с детьми с речевой патологией
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. [4]
Публикация «Влияние семьи на эффективность коррекционной работы с детьми с речевой патологией» размещена в разделах
Актуальность темы. Проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями детей. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого учреждения где происходит коррекционно-развивающие занятия, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Степень изученности. В Зарубежной литературе метод наблюдения рассматривали следующие авторы: Варбург П., Рашбург О., Рау Ф. А., Хватцев М. Е., Боскис Р. М. и другие.
В Отечественной литературе социологическое наблюдение изучали такие авторы, как Ажищева, Т. А., Бачина, О. В., Волкова, Л. С., Карпенкова С. А., Левина, Р. Е. Саввиди М. И., Семенова, Т. Г. и другие. [3]
Объект исследования – эффективность коррекционной работы, проводимой с детьми с речевой патологией.
Предмет исследования - влияние семьи на эффективность коррекционной работы, проводимой с детьми с речевой патологией.
Цель: выявить как семья влияет на эффективность коррекционной работы, проводимой с детьми с речевой патологией
Задачи:
- раскрыть роль семь в развитии ребёнка с речевой патологией;
- выявить влияние семьи на эффективность коррекционной работы, проводимой с детьми с речевой патологией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ научно-методической литературы (конспектирование, аннотирование, цитирование, выписки); анализ, обобщение, сравнение.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух пунктов, заключения, списка литературы (7 наименований).
1. Роль семь в развитии ребёнка с речевой патологией
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы - слова, формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей - детях с речевыми нарушениями. [1]
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако близкие аномального ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его дефект может оцениваться родителями как крах всех упований. Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматический характер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений.
При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Так, А. С. Спиваковская выявила, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, в частности с речевыми патологиями, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка. [2]
Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.
Однако для всех рождение аномального ребенка в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия. [6]
Г. Г. Гузеевым была сформулирована модель поведения семьи в процессе медико-психологического консультирования, которая с достаточной степенью приближения может быть распространена на все виды консультирования семей с детьми с отклонениями в развитии различной этиологии. Все многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4 основные фазы.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Результатом такого состояния родителей часто является резкое падение самооценки. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. В таких случаях требуется применение ряда психокоррекционных мероприятий, а затем уже следует проводить консультирование семьи.
Нередко шоковое состояние родителей трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации.
По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Трудно до конца оценить степень воздействия такого сильного потрясения. Травма может изменить взаимоотношения родителей с другими членами семьи и между собой. Наличие в семье аномального ребенка отрицательно сказывается на ее жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции. Нередко такие переживания подавляют интерес к работе, к другим делам.
Четвертая фаза - это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, не могут этого достичь без помощи специалистов. [6]
Отмечается, что родители аномальных детей, с одной стороны, инвалидизируют ребенка, сопротивляются обретению им свободы и независимости, с другой - они желают более быстрого развития ребенка, преодоления социальных последствий дефекта. Родители болезненно воспринимают все неудачи ребенка в обучении и в общении с окружающими. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию. [2]
А. С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка с речевой патологией :
1. Адекватность - наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.
2. Динамичность - способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
3. Прогностичность - направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. [5]
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. [3]
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.
Когда родители выстраивают неправильное отношение к дефекту ребёнка, начинает развиваться комплекс неполноценностей, который может усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). И только при правильном подходе семьи, когда все члены пытаются помочь справиться с дефектом и привлекают к этому специалистов, можно помочь ребёнку справиться с нарушениями речи. [2]
Выводы по 1 пункту. Таким образом, родители и близкие родственники ребенка с нарушениями речи, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от родителей ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки. Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи.
2. Влияние семьи на эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые патологии
Как указывают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении.
В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. [7]
Воспитание детей, имеющих речевые патологии, и коррекция отклонений в речевом развитии осуществляется при активном участии родителей. Учитель-дефектолог обучает родителей приемам работы по развитию фонематического слуха, по выработке сильной и направленной воздушной струи, по подготовке органов артикуляции к постановке звуков, по автоматизации усвоенных на индивидуальных занятиях с дефектологом навыков правильного произношения звуков в слогах, словах, фразах и связных высказываниях, по контролю за речью детей в различных ситуациях общения. [6]
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с речевыми патологиями нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением. Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей родителей является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. [5]
На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т. д. [2]
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.
Эффективность педагогической деятельности педагога-дефектолога в работе с детьми, имеющими речевые патологии, зависит от устранения различий в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности детей в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. [1]
Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современным родителям нужна постоянная помощь специалиста для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и специалиста, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогической деятельности важно не потому, что это хочет педагог-диффектолог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. [2]
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе педагога и родителей может способствовать устранению речевых нарушений.
Семья является одним из активных фактов, влияющих на формирование и развитие личности. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. На отношение ребенка к своему речевому дефекту, огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей и то, какие установки ему дают. [6]
Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки, зависит полноценное речевое развитие ребенка.
Важным условием для полноценного развития ребенка с речевой патологий в семье является правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды. [5]
Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Современные исследования доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка. Одной из эффективных форм сотрудничества с семьёй является организация логоклуба для семей, имеющих детей с речевыми патологиями. Встречи с родителями на заседаниях клуба отличаются практической направленностью и проводятся в различных формах: лекции, занятия-практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, логотренинги, выпуск информационных листов, буклетов, памяток и тематические выставки методической литературы, дидактических игр и пособий. [3] (Приложение 1)
Такое совместное сотрудничество родителей и логопедов коррекционном процессе позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы по устранению речевых патологий.
Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми патологиями, зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. [7]
Вывод по 2 пункту. Успех коррекционного воздействия во многом зависит от степени участия в нем родителей и их осознанного отношения к данному процессу. Особая значимость работы родителей заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых умений и навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
При соответствующей подготовке эффективность работы родителей в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействие специалистов с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт дефектолога и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Никакие воспитатели, учителя, дефектологи и логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Только так возможно добиться положительных результатов.
В начале нашего исследования мы поставили перед собой ряд задач:
1. Раскрыть роль семь в развитии ребёнка с речевой патологией.
Мы выяснили, что отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи. Родители и близкие родственники ребенка с нарушениями речи, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от родителей ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки.
2. Выявить влияние семьи на эффективность коррекционной работы, проводимой с детьми с речевой патологией.
Успех коррекционного воздействия во многом зависит от степени участия в нем родителей и их осознанного отношения к данному процессу. Совместное сотрудничество родителей и специалистов в коррекционном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы по устранению речевых патологий.
Таким образом можно сказать, что именно сотрудничество специалистов и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ажищева, Т. А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями / Т. А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 222-224.
2. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. - М. : Сфера, 2009. - 180 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - М. : Просвещение, 1989. - 320 с.
4. Карпенкова, С. А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С. А. Карпенкова // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 77-80.
5. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2008. - Кн. 5. - 320 с.
6. Саввиди, М. И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М. И. Саввиди // Science Time. - 2015. - № 10 (22). - С. 314-317.
7. Семенова, Т. Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т. Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2008. - №3. - С. 62-66.