Папки-передвижки

Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка (1 фото)

Ирина Сергеевна Чижикова
Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Публикация «Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка» размещена в разделах

В современном обществе семья и семейное воспитание испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; разрушается традиционная структура семьи; изменяются общие нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношение между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

В условиях, когда большинство семей озабочено проблемами экономического, а иногда и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Часто из уст родителей можно услышать: «А что я могу с ним сделать?», «Он меня не слушает.», «Нет времени.», «Вы педагог, вы и воспитывайте, и т. д. Родителям для успешного выполнения ими родительско-воспитательной функции чаще всего не хватает знаний. Поэтому родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, эпизодически. Все это не приносит, как правило, позитивных результатов.

Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги образовательных учреждений, не смотря на то, что информацию по вопросам воспитания сейчас можно получить различными способами.

У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт.

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский считал, что "…строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка". И. А. Сикорский в своих исследованиях пришел к выводам, что "…жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще".

А Лесгафт П. Ф. полагал, что "…полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях".

Семьи бывают совершенно разными. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. От состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

• тип темперамента родителей, их совместимость;

• традиции, на которых воспитывались сами родители;

• научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

• нравственные устои семьи.

Существует несколько классификаций стилей семейного воспитания (рис. 1). Согласно одной из них, всего практикуется три основных стиля воспитания :

- демократический;

- авторитарный;

- либеральный (попустительский).

В каждой конкретной семье обычно уже бывают различные вариации и сочетания этих стилей.

При демократическом стиле воспитания, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Данный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

При либеральном стиле ребенок предоставляется сам себе. Этот стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Иногда, когда несколько членов семьи выбирают разные стили воспитания или попросту не придерживаются одного стиля, а постоянно меняют тактику поведения, можно говорить о хаотичности воспитания. При этом ребенок лишается ощущения стабильности, становится тревожным, неуверенным в себе.

Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка

Рис. 1

На практике ни один из стилей воспитания не может проявляться в «чистом виде». В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

В течение продолжительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не существовало способов повышения их педагогической культуры. В основе новой философии лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие воспитательные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, т. е. признание родительского авторитета. Отсюда следует, что от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей, необходимо помогать родителям грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробуждать у них интерес к прочтению педагогической литературы.

Публикации по теме:

Становление внутреннего мира ребенка, развитие культурных, нравственных ценностей в художественно-эстетическом творчествеСтановление внутреннего мира ребенка, развитие культурных, нравственных ценностей в художественно-эстетическом творчестве Семинар-практикум 22 апреля 2015г. на базе нашего МКДОУ д/с "Ручеек" прошел районный семинар-практикум на тему "Роль образовательных областей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка» "Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития,нравственной чистоты и эстетического.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное.

Консультация «Нравственное становление личности дошкольника» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Консультация с элементами тренинга «Влияние различных типов семейного воспитания на становление» Цель тренинга – знакомство с понятием «стиль семейного воспитания», гармонизация семейных взаимоотношений, посредством выявления сильных.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности» Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка
Опубликовано: 17 января 2016 в 18:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сергеевна Чижикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД