Ирина Сергеевна Чижикова
Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Публикация «Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка» размещена в разделах
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; разрушается традиционная структура семьи; изменяются общие нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношение между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
В условиях, когда большинство семей озабочено проблемами экономического, а иногда и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Часто из уст родителей можно услышать: «А что я могу с ним сделать?», «Он меня не слушает.», «Нет времени.», «Вы педагог, вы и воспитывайте.», и т. д. Родителям для успешного выполнения ими родительско-воспитательной функции чаще всего не хватает знаний. Поэтому родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, эпизодически. Все это не приносит, как правило, позитивных результатов.
Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги образовательных учреждений, не смотря на то, что информацию по вопросам воспитания сейчас можно получить различными способами.
У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт.
Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский считал, что "…строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение - причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований - причиной душевной слабости ребенка". И. А. Сикорский в своих исследованиях пришел к выводам, что "…жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще".
А Лесгафт П. Ф. полагал, что "…полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях".
Семьи бывают совершенно разными. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. От состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :
• тип темперамента родителей, их совместимость;
• традиции, на которых воспитывались сами родители;
• научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;
• нравственные устои семьи.
Существует несколько классификаций стилей семейного воспитания (рис. 1). Согласно одной из них, всего практикуется три основных стиля воспитания :
- демократический;
- авторитарный;
- либеральный (попустительский).
В каждой конкретной семье обычно уже бывают различные вариации и сочетания этих стилей.
При демократическом стиле воспитания, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Данный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
При либеральном стиле ребенок предоставляется сам себе. Этот стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Иногда, когда несколько членов семьи выбирают разные стили воспитания или попросту не придерживаются одного стиля, а постоянно меняют тактику поведения, можно говорить о хаотичности воспитания. При этом ребенок лишается ощущения стабильности, становится тревожным, неуверенным в себе.
Рис. 1
На практике ни один из стилей воспитания не может проявляться в «чистом виде». В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.
В течение продолжительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не существовало способов повышения их педагогической культуры. В основе новой философии лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие воспитательные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, т. е. признание родительского авторитета. Отсюда следует, что от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей, необходимо помогать родителям грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробуждать у них интерес к прочтению педагогической литературы.