Папки-передвижки

Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников

Наталия Антонычева
Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников

Физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную сторону деятельности (творческой) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека (Дубровина И. В. Практическая психология образования. - СПб. : Питер, 2006. – 311с.).

Публикация «Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников» размещена в разделах

В современный период новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Главный субъект физической культуры – личность. Именно через нее физическая культура оказывает стабилизирующее или противоположное воздействие на образ жизни индивида и общества.

Личность вступает во взаимодействие с культурой в трех важнейших аспектах:

- усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;

- функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

- создает культуру, будучи субъектом культурного творчества (Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.).

Поэтому развитое общество объективно заинтересовано в высоком уровне физической культуры всего социума и его граждан, т. е. в целенаправленном обеспечении реальных возможностей и не менее реальных стимулов всесторонней реализации достаточно высокого уровня физической культуры. Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания. Современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологические, духовное и творческое развитие. Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи.

В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека, основными показателями которой выступают:

- определенный уровень специальной образованности;

- уровень физического совершенства;

- мотивационно-ценностные ориентации (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности);

- социально-духовные ценности, приобретенные в результате физкультурной деятельности (Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. – М. : Педагогика, 1987. – 314 с.).

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др., однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Общепризнанным стало положение, что физические упражнения выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии. При выполнении физических упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, идеомоторными образами физических упражнений, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями» (H.A. Бернштейн). Происходит переход от утилитарного упражнения к культуре движений, и совершенно не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения определяется как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами (И. М. Быховская, В. К. Бальсевич, М. Ю. Николаев). Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых – использование средств физической культуры как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей.

Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности (Е. А. Смирнова, 2005).

Особенное значение в становлении системы коммуникативного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте приобретает игра как ведущая деятельность этого периода детства. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения (Л. И. Божович, 1981).

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. В практике работы дошкольных образовательных учреждений подвижные игры используются на занятиях по физическому воспитанию, во время прогулок, спортивно-развлекательных мероприятий. Основная их направленность – удовлетворение потребностей дошкольников в двигательной активности и закрепление техники двигательного навыка. Однако при таком походе не всегда возможно учитывать развивающий потенциал подвижных игр, который заключается в необходимости умении играющим договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процесс таких ситуаций ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами (Н. В. Клюева, 2006).

Подвижные игры, таким образом, оказывают разностороннее влияние на играющих детей, воздействуя одновременно на физическое развитие, укрепление здоровья и формирование личностно значимых качеств дошкольников. В них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующих становлению общих (коллективных) интересов: дети учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности. Целенаправленно организованная игровая деятельность содержит разносторонние возможности для формирования коммуникативных способностей. В настоящее время ведется интенсивный поиск путей совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста. Этот процесс органично войдет в жизнь ребенка, если будет строиться с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе нашла отражение проблема личностного развития ребенка в двигательной деятельности. Однако, несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, многие ее направления продолжают оставаться недостаточно разработанными. Не получили должного отражения вопросы целостного построения и реализации педагогической стратегии формирования личности дошкольника средствами физической культуры, до сих пор не сформирована система физического воспитания (программы, технологии, учебные пособия, которая наряду с определением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка обеспечивает возможность проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, испытывать и применять по назначению свои способности, утверждать себя как активного деятеля в ситуации выбора действий. Современное отношение к формированию системы физического воспитания также требует избрания новой цели физического воспитания – комплексного использования средств физической культуры для физического и психического (личностного) развития детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка» "Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития,нравственной чистоты и эстетического.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо лица, основанное.

Формы физического воспитания дошкольников в свободное время Выбор данной темы заключается в том, что, в современном мире на детей ложится большая психологическая нагрузка, быстрый темп жизни требует.

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно - педагогической работы. Многие учёные, исследуя.

Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников» МБОУ «Сахзаводская СОШ» Дошкольные группы Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников» Жиронкина.

Развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания Изучив особенности и уровень геометрических представлений у детей экспериментальной группы, я разработала план формирующего эксперимента,.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Синтез искусств и его влияние на эмоциональное развитие дошкольников Для эмоционального настроя можно использовать произведения другого вида искусства. Например, живопись. В начале работы по применению комплекса.

Теория и методика физического воспитания дошкольников Теория и методика физического воспитания дошкольников СТРУКТУРА НОД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Вводная часть Основная часть Заключительная.

Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников 3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников
Опубликовано: 13 января 2016 в 12:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Антонычева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД