Анна Овада
Консультация с элементами тренинга «Влияние различных типов семейного воспитания на становление»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга – знакомство с понятием «стиль семейного воспитания», гармонизация семейных взаимоотношений, посредством выявления сильных и слабых сторон различных стилей семейного воспитания.
Задачи тренинга :
1. Выявление стилей воспитания в семьях дошкольников.
2. Развитие у родителей воспитанников потребности в самоанализе действий по отношению к ребёнку.
Публикация «Консультация с элементами тренинга „Влияние различных типов семейного воспитания на становление“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
МАТЕРИАЛЫ: малярный скотч, фломастеры, магнитный мольберт, карточки с изображениями правил тренинга, картинки с изображениями разных стилей семейного воспитания, пластилин, видеоролик социальной рекламы «Дети видят – дети делают».
Вступительное слово: Добрый день, уважаемые родители. Я рада Вас приветствовать на консультации с элементами тренинга, которая посвящена вопросу о влиянии различных типов семейного воспитания на становление личности ребенка». Сегодня я прошу Вас уйти от суеты повседневной жизни и побыть самим собой. Для начала давайте познакомимся.
Упражнение 1. Знакомство
На отрезках малярного скотча каждый родитель пишет свое имя. Все становятся в круг, называя свое имя, каждый участник говорит, как его называли родители, когда он был маленьким.
Упражнение 2. Правила тренинга
А теперь настало время обсудить правила тренинга (На карточках нарисованы символы, которые обозначают правила тренинга).
Позвольте вам их напомнить:
- Правило «Здесь и сейчас» : все, что происходит, все, что сказано на тренинге остается между участниками и не выноситься за эти стены нашего зала.
- Правило отключенного мобильного телефона: на время тренинга участники выключают или ставят на беззвучный режим мобильные телефоны.
- Правило открытости: все участники тренинга должны быть искренни в своих высказываниях.
- Правило активности: каждый участник тренинга должен быть активным настолько, чтобы при этом не перебивать участников.
- Правило взаимоуважения: все участники уважают мнение других.
- Правило «Стоп». Каждый участник имеет право отказаться от участия в задании без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».
Упражнение 3. Диагностика стиля воспитания
«Прежде чем мы ознакомимся с основными характеристиками стилей семейного воспитания, я предлагаю вам с помощью теста, оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания характерен для вашей семьи. Для этого вам необходимо, выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос. Всего в тесте 5 вопросов. (Приложение 1)». Участникам раздается тест «Стиль воспитания ребенка в семье». В течение 2 минут родители отвечают на тест, затем подсчитывается количество ответов и подводятся результаты теста.
А теперь настало время узнать, что представляют собой стили семейного воспитания.
Консультация «Характеристика стилей семейного воспитания»
В общих чертах можно охарактеризовать стиль семейного воспитания как наиболее характерные способы взаимодействия родителей с детьми и использование родителями определённых средств и методов воздействия на ребенка. Ведущая роль в детско-родительских отношениях принадлежит родителям, а значит, то каким будет стиль семейного воспитания, зависит от педагогических взглядов родителей.
В связи с высоким жизненным темпом, сегодняшним родителям, часто не хватает времени для полноценного общения с ребенком, ведь, день современного взрослого человека нередко проходит в спешке.
Вспомните: с чего начинается утро в вашем доме? Чаще всего с утра дети получают от родителей наставления и напоминая том, как они должны вести себя в течение дня, затем отправляются в детский сад. В следующий раз встреча родителей с ребенком происходит уже вечером.
Исследователи в области семейных взаимоотношений утверждают, что родители разговаривают с детьми 20 минут в день, 10 из которых приходится на раздачу указаний. Так же исследователями выделяется минимум три стиля семейного воспитания : авторитарный стиль, демократический стиль, попустительский стиль.
При авторитарном стиле все решения принимаются родителями. Родители считают, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Авторитарный стиль воспитания характеризуется карательно-насильственной дисциплиной, когда родители чрезмерно контролируют все поступки ребёнка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Самостоятельность ребёнка ограничивается, душевная близость ребенка с родителями исключается. Родители никогда не обосновывают свои требования, жёстко контролируют их исполнение, выставляют ребенку суровые запреты, выговоры и физические наказания.
При демократическом стиле родители уважают личность ребёнка, выставляют требования к нему в соответствии с возрастными возможностями, принимают ребенка таким, какой он есть, прислушиваются к его мнению, проводят вместе с ребенком свободное время, чутко относятся к детским потребностям. При демократическом стиле семейного воспитания родители подчеркивают важность дел ребенка для них, доверяют, ребенку, верят в его успех, помогают ребенку развивать его способности. Когда ребенок заслуживает наказания, осуждают не самого ребёнка, а его поступок. При этом стиле воспитания родители требуют от ребенка осмысленного поведения и стремятся помочь ребенку в его начинаниях.
При попустительском стиле поведение ребёнка должным образом не контролируется родителями, ребенок практически не знает запретов и ограничений, не выполняет просьб и указаний родителей. При этом стиле воспитания у родителей отмечается нежелание или неумение руководить детьми. Отличительными особенностями попустительского стиля могут быть вседозволенность, исполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями.
Упражнение «Хорошо и плохо»
Уважаемые родители, взгляните на картинки, отражающие 4 стиля семейного воспитания. Разделитесь на две команды. Задачей первой команды будет назвать плюсы каждого из обсуждаемых стилей воспитания. Задача второй команды - назвать минусы.
Вопросы для обсуждения:
- Какой стиль воспитания отображён на рисунке?
- Как чувствует себя каждый член семьи?
- Комфортно ли ребёнку?
- Что хотелось бы поменять и почему?
Просмотр социальной рекламы «Дети видят – дети делают»
Мировая практика семейной психологии показывает, что любые проблемы семейного воспитания разрешимы, если родителям удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Просмотр социальной рекламы нам наглядно продемонстрировал, что дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности. Стиль родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и, скорее всего, в будущем ребенок будет применять тот же стиль семейного воспитания в собственной семье.
Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
Упражнение с пластилином «Душа ребенка»
Чтобы работать с пластилином, сначала необходимо его разогреть. Когда времени недостаточно, а результат требуется получить в короткие сроки, то скульптору приходиться применять физическую силу, при этом тратя много энергии. А когда спешить некуда, то теплом своего тела можно разогреть пластилин, чтобы он стал пластичным. После этого из пластилина можно вылепить, всё, что захочется, и наша скульптура будет гладкой и красивой.
Представьте, что душа ребёнка – пластилин: сгоряча сказанные слова родителей, негативные родительские поступки, также оставляют след, а может и рубец на его душе. Задумайтесь, что с ней будет, когда ребёнок вырастет».
Участникам раздаётся пластилин и предлагается поработать с ним – размять, почувствовать его фактуру, что-то слепить. После выполнения задания проводится рефлексия.
Заключение
Наша встреча подходит к концу. В заключении возьмите памятки «10 заповедей эффективного воспитания» (Приложение 2). Мне очень хочется, чтобы они помогли Вам в воспитании Ваших детей.
Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи.