Селедцова Людмила Васильевна
Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.
В. Г. Белинский.
Дорогие коллеги! Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. В последние годы оно стало предметом пристального внимания педагогов. Многие из нас увлечены декорированием групповых комнат под русскую избу, внесением народной утвари в предметный мир ребёнка. Однако все мы обращали внимание на то, что введение в словарь ребёнка давно исчезнувших обозначений и названий не востребуется детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребёнку, родившемуся в конце двадцатого столетия, возвращаться назад в «предания старины глубокой», давно уже исчезнувшей из жизни взрослого человека?
Публикация «Влияние русского народного творчества на развитие речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Культура и опыт (а особенно народные) передаются изустно и действенно из поколения в поколение. Знакомы ли современные воспитатели и молодые родители с этой областью культуры и могут ли помочь ребёнку узнать её и полюбить? Вытесняется ли народное творчество в сегодняшнее время из жизни ребёнка, становится ли для него не интересным, архаичным и непривлекательным? Конечно же - нет! Произведения народного искусства и народных ремёсел всегда были близки природе ребёнка. Простота этих произведений, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельное участие, привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребёнка заключается в единстве народного традиционного опыта и возможности импровизации. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений, долголетнее шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Мой опыт работы с детьми показал, что с помощью народного творчества можно добиться хороших результатов в развитии детской речи. Хочу представить вам занятие по развитию речи.
Тема занятия: Как наши предки хлеб растили.
Цель: Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
Систематизировать знания о труде хлебороба, последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба нашими предками.
Показать значимость приспособлений, которые избрёл человек (соха или плуг, борона, цеп, серп) для добычи хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к предкам и людям сельскозозяйственного труда.
Ход занятия.
Воспитатель в роли бабушки Маши приходит к детям.
-Злравствуйте ребятишки, а туда ли я попала? Ждут ли меня здесь дети? Я приехала к вам из деревни, гостинцев вам привезла!
(Достаёт из корзинки хлеб.)
-Хлебушек то поджаристый. А пахнет то как!
-Ребята, а почему говорят, что хлеб – всему голова?
(Ответы детей.)
-Да, хлеб самый главный продукт. Человек может обойтись без многого, а вто без хлеба – нет. Он никогда не надоедает.
-А пословицы о хлебе вы знаете?
(Ответы детей.)
-Нет хлеба – нет обеда.
-Хлеб-батюшка – водица-матушка.
-Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
-Молодцы! А сколько нужно трудиться, чтобы его вырастить. А хотите, я вам расскажу, как наши предки хлеб растили. Но сначала отгадайте ка загадку:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю
И всем добром плачу.
(земля)
-Ещё зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю. Нужно, чтобы снег укрыл землю и согрел её, а весной – напоил водой. Люди закликали снег. Приглашали его в хороводе. Давайте и мы покликаем снег.
(Дети водят хоровод и поют закличку.)
Падай, падай белый снег,
Хватит, хватит всем, на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло!
Поле белым укрывай –
Будет славный урожай.
-Наступила весна. Снег сошёл, и на поле «вышел силач добывать калач». Давайте с вами найдём картинку, где нарисован силач на поле.
(На отдельном столе лежат картинки с изображением крестьян, добывающих хлеб. Дети подбирают картинку с крестьянином, который пашет землю. Короткий рассказ по картинке.)
-Ребята, как можно назвать эту картинку?
(Ответы детей : пахарь, землепашец.)
-Что же дальше нужно делать с землёй?
(Ответы детей : сеять зерно.)
-А готова ли земля для посадки? Как мы определим?
(Опыт с землё й: воспитатель достаёт лоток с землёй. Дети трогают землю руками и делают выводы, тёплая земля, или нет. Воспитатель добавляет в землю воды и предлагает снова детям потрогать. Дети определяют влажность земли.)
Воспитатель говорит:
О чём мечтают зёрна
Пшеничные в земле?
О дождике проворном,
О солнце, о тепле.
Мечтают, чтоб не трогал
Ни град, ни суховей,
Чтоб летом было много
Хороших, ясных дней.
-Нужно ли нам покликать дождик? Вставайте в хоровод.
(Закличка дождя.)
Дождик, дождик, поливай
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель,
Будет белая пшеница,
И в амбар зерно катиться,
И весёлый хоровод
Красных девиц у ворот.
-Пусть растёт расточек. А мы найдём картинку, где нарисовано, как хлеб растёт.
-Растёт рожь, поднимается всё выше и выше. Вот уже и колосья появились.
(Воспитатель достаёт сухие колосья и показывает детям. Рассматривают колоски, а затем картинку с жатвой.)
-Ребята, давайте назовём эту картинку.
(Ответы детей : жатва.)
-Привезли снопы. Положили в авин, чтобы их высушить.
Высохли снопы, шумят. А как добывают зерно из снопов? Давайте подберём картинку. (Краткий рассказ по картинке.)
-А как мы эту картинку назовём?
(Ответы детей : молотьба.)
-Вымолотили, выбили и провеяли. Вот и получилось такое зерно.
(Воспитатель достаёт из колосков зерно и предлагает детям рассмотреть.)
-А что же дальше делают с зерном? Давайте подберём картинку.
(Дети выбирают кратинку, где везут зерно на мельницу. Краткий рассказ по картинке.)
Игра «Мельница».
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Ты мели не уставай
И в мешочки засыпай!
(Дети становятся по кругу. Со словами медленно вертятся и по окончанию слов останавливаются. Кто вовремя не остановился, тот вышел из игры.
Воспитатель хвалит детей за ловкость, а затем сама с помощью ручной мельницы мелет зерно и предлагает детям рассмотреть муку, потрогать и даже попробовать на вкус.)
-Привезли муку домой из мельницы. А что же из неё делают дальше? Давайте подберём картинку.
(Рассматриваем картинку. Краткий рассказ по картинке о том, как из муки появляется тесто. Воспитатель достаёт тесто, предлагает детям рассмотреть, потрогать руками и попробовать на вкус.)
-Вот из такого теста и пекли хлеб. А где же его пекли?
(Ответы детей : в печи.)
-Давайте найдём картинку, на которой нарисовано ка пекли хлеб.
(Рассказ по картинке.)
-Вот он какой красивый, румяный, пахучий, понюхайте, как он пахнет!
(Воспитатель достает из корзинки тёплый хлеб.)
-Много человеку приходилось трудиться, чтобы хлеб с поля «пришёл» на стол.
-Сейчас хлеб добывать намного легче. Человеку помогают разные машины: тракторы, сеялки, комбайны, электрические мельницы. Но мы всё равно должны помнить о нелёгком труде трактористов, комбайнёров, мукомолов, пекарей и всем им говорить: «Спасибо!»
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел труда и сил.
-Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно относиться к нему. Хлеб – богатство нашей Родины. А сегодня мы с вами приготовим блюдо, которое называется «русская тюря» - традиционное блюдо косарей.
(Дети под руководством воспитателя готовят «тюрю» и угощаются.)
Рецепт «тюри» : вода, хлеб, лук, соль, подсолнечное масло.
-Ну а теперь ребятишки мне ехать к себе домой в деревню пора.
А вы слушайте взрослых, хорошо кушайте, хлеб берегите!
(Прощается с детьми и уходит.)