Галина Шарафиева
Влияние праздников экологического календаря на формирование нравственной позиции старших дошкольников по отношению к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по формированию нравственной позиции старших дошкольников по отношению к миру природы показал, что именно комплекс разных видов форм деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые навыки бережного отношения к природе, понимание взаимосвязи всего живого. Наряду с этим немаловажное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии с их интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится праздникам экологического календаря.
Публикация «Влияние праздников экологического календаря на формирование нравственной позиции старших дошкольников по отношению к природе» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В рамках проведения праздников экологического календаря с детьми проводятся разнообразные виды деятельности: экскурсии в экологическую комнату детского сада, на экологическую тропинку, беседы, чтение художественно – познавательной литературы, просмотры компьютерных презентаций, составление экологических сказок, изготовление книжек – малышек, написание писем животным и растениям, придумывание загадок и т. д.
Итоговыми мероприятиями праздников экологического календаря являются : досуги, вечера развлечения, экологические праздники. В ходе досуга, развлечения мы с детьми можем поговорить об экологических проблемах, оценить поведение людей, игровых персонажей по отношению к природе. Ребенок, при помощи педагога, формирует систему эстетических и этических оценок, иными словами, формирует свое экологическое сознание.
Их организация и проведение в нашем детском саду является одной из интереснейших форм экологического образования старших дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик. Праздники позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками, способствуют нравственному развитию дошкольников. При проведении праздника экологического календаря, посвященного какой либо дате, используются компьютерные презентации для детей, которые пробуждают у ребенка воображе-ние, фантазию, ассоциативное мышление, желание узнавать что-то новое об объектах природы.
Сценарии праздников экологического календаря систематизированы в зависимости от даты в экологическом календаре.
В сценариях экологических праздников, досугов, вечеров развлечений в нашем детском саду используется материал, который детям хорошо знаком и посвящен экологическим датам :
Вторая неделя сентября - Всемирная акция «Очистим планету от мусора».
4 октября - «Всемирный день защиты животных».
22 октября - «Праздник вечнозеленого кактуса и комнатных растений».
30 ноября - «День домашних животных».
11 января - «День заповедников и национальных парков».
2 февраля - «Всемирный день водно-болотных угодий».
19 февраля - «День защиты морских млекопитающих».
15 марта - «Международный день леса».
22 марта - «Всемирный день Воды».
1 апреля - «День птиц».
18 апреля - «День заповедников и национальных парков»
22 апреля - «День Земли»
3 мая - «День Солнца».
12 мая - «День экологического образования».
20 мая - «День Волги».
Сотрудничество с семьей, при выполнении домашних заданий, предусматривало установление партнерских отношений педагогов с родителями, объединение усилий взрослых для воспитания у детей культуры взаимодействия с природой посредством создания атмосферы общности интересов, вовлечения в совместную экологически ориентированную деятельность (подготовка к проведению экологических праздников, досугов, вечеров развлечений, выставок и др.).
По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанного плана проведения праздников экологического календаря нам удалось его успешно реализовать и тем самым способствовать формированию нравственной позиции дошкольника по отношению к миру природы. У детей начало формироваться отрицательное отношение к негативным сторонам развития цивилизации и основным формам такого их проявления, как загрязнение воды, почвы и воздуха, нарушение природного баланса на нашей планете; сформировались стремление и умение отражать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности, экологических сказках, письмах и т. п. ; сформировалась потребность во внимании, доброте, заботе, терпимости к представителям живой природы. Так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей и их родителей, умению общаться и сотрудничать друг с другом. Работа эта ведется уже два года, результатом является альбом «Праздники экологического календаря» где собраны сценарии, творческие работы детей и родителей, диски с компьютерными презентациями.