Получи документы

Влияние отношения родителей ребёнка раннего возраста как причина нарушения речевого развития

Трегубова Ольга
Влияние отношения родителей ребёнка раннего возраста как причина нарушения речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

К категории детей раннего возраста относят детей от 1года до 3-х лет. Опираясь на данные исследований развития речи детей от 1-го года до 6-ти лет, отмечаем, что данный возраст является сензитивным, т. е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребёнка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Публикация «Влияние отношения родителей ребёнка раннего возраста как причина нарушения речевого развития» размещена в разделах

Если в сензитивный период развития речи организм ребёнка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т. п., либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребёнка, смена языковой среды и т. п.). Таким образом, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут привести к задержке, искажению и патологии речевого развития. Родители, самые близкие люди ребёнку раннего возраста и от того как сформируется отношение родителей к речевому развитию ребёнка, при наличии факторов риска и зависит становление правильного речевого развития ребёнка раннего возраста.

Цель работы – выявление характерных особенностей влияния родительского отношения на нарушение речевого развития ребёнка раннего возраста.

Объект исследования – уровень сформированности речевого развития детей раннего возраста.

Предмет исследования – влияние родительского отношения на нарушение речевого развития ребёнка раннего возраста.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что при наличии факторов риска эндогенного и экзогенного характера на формирование речевого развития детей раннего возраста родительское отношение может повлиять на нарушение речевого развития.

Для раскрытия темы, достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме.

2. Рассмотреть этапы речевого развития в норме.

3. Рассмотреть влияние отношения родителей на речевое развитие ребенка раннего возраста.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

1. Теоретические методы – анализ научной и методической литературы.

2. Эмпирические методы:

А) метод наблюдения;

Б) метод анкетирования;

В) метод беседы.

3. Метод работы с медицинской документацией.

4. Метод математико-статистической обработки.

Теоретической основой исследования явились работы М. М. Кольцовой, Ю. М. Кузьмина, А. Д. Лурия, Т. В. Ахутиной, Н. Г. Корельской, О. Е. Громовой, Е. Ф. Архиповой.

База исследования: МАДОУ № 81 г. Новосибирска. В исследовании участвовали 5 детей раннего возраста и их родители. Сроки проведения исследования с сентября 2021г. по март 2022г.

Рассматривая сензитивный период для развития речи от 1-го года до 6-ти лет, необходимо отметить гиперсензитивные фазы.

Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны. К тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребёнком позволяет ребёнку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи. С другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это приводит к задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребёнок уже владел, и даже к остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трёх лет (2,5 – 3,5года). Это период, когда ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. Т. е., в это время ребёнок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлечённо-обобщённым формам общения, от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование. В этот период речь самого ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребёнка 3-х лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

В первые три года жизни ребенка речь формируется в процессе жизнедеятельности: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организованных занятиях. Огромную роль в этом играет обучающая роль взрослого; внимательное, бережное, доброжелательное отношение, которое вызывает ответные, положительные эмоции. Воспитательные воздействия должны проявляться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно развиваться речь.

Главной опорой для формирования правильной речи, по мнению Дженни Лешли, является помощь взрослых. Такая помощь базируется, прежде всего, на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте – в речи, как и в других областях, возможны отличия, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста [4. С. 42,68].

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи [6. С. 47].

Как отмечают Жукова Н. С. и Мастюкова Е. М., в первые годы жизни ребенка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца [1. С. 3]. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил З. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи К. Юнг, Э. Фромм [2. С. 42].

Исследуя литературу за последние 15 лет, мы обратили внимание, что практически не рассматриваются вопросы, касающиеся влияния родительского отношения на речевое развитие детей раннего возраста. Наше внимание привлекла статья Ивановой А. И. “Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка”, в которой описывается данная проблема. Данная статья была взята за основу нашего исследования.

Автор указывает на то, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, как отмечает автор, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинезы, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественный тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения [2. С. 43].

Исследования автора показали, что в благоприятных условиях находится менее половины детей – 47,7%. Большинство – 52,3% испытывают ту или иную степень депривации со стороны матери. Каждая двенадцатая мать (8,5%) проявляет агрессию к ребенку.

В исследованиях под руководством Ивановой А. И., было выявлено 4 стиля общения матери и ребенка:

1 стиль – оптимальный. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и выражает уважение к ребенку.

2 стиль – “Мама молчит, ребенок говорит”. Мама не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами “Успокойся!”, “Помолчи, потом расскажешь”.

3 стиль – “Оба молчат”. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и никак не пытается вступить в контакт с матерью [2. С. 43].

4 стиль – “Мама агрессивна”. Мама часто проявляет агрессию по отношению к ребенку : кричит, ругает, дергает, иногда бьет.

При оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 3 детей отмечаются слабые нарушения и 2 ребенка имеют сильные нарушения. Серьезное положение складывается, когда мама и ребенок молчат. В этом случае число нормально говорящих детей уменьшается, а тяжелые нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при оптимальном стиле воспитания. Когда мама проявляет агрессию по отношению к ребенку, намечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Слабые речевые расстройства встречаются реже, число тяжелых речевых нарушений остается стабильно высоким.

Таким образом, при любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5 – 2 раза. По структуре данного исследования мы провели работу в группах детей раннего возраста и выявили, что из 5 обследованных детей, трое детей имели отставание в речевом развитии и составили группу риска нарушения речевого развития. Для проведения логопедической работы с данными детьми нам необходимо было составить план мероприятий обучения родителей этих детей оптимальному стилю общения. В план были включены беседы, игры, направленные на выработку внимательного и заинтересованного отношения мамы и папы к удовлетворению потребностей ребенка в общении.

Данный этап работы был проведен в 3 этапа.

На первом этапе проведён цикл консультаций, направленных на ознакомление родителей с :

1. Онтогенезом речевого развития ребенка раннего возраста;

2. Условиями необходимыми для нормального речевого развития ребенка;

3. Зависимостью стилей общения мамы и папы на нарушение речевого развития ребенка.

Данный этап длился с сентября по октябрь месяц.

Параллельно проводилась логопедическая работа по активизации артикуляционных движений, развитию слухового внимания, обогащению словарного запаса и развитию элементарной фразы.

На втором этапе основное внимание было уделено обучению родителей, воспитывающих детей группы риска, внимательному и заботливому отношению к деятельности ребенка, как совместной, так и самостоятельной, правилам поощрения и повышению мотивации, обучению игровой деятельности ребёнка. Данный этап длился в течение ноября –марта месяца.

На втором и третьем этапах педагоги активно включали родителей в логопедическую работу по устранению нарушений речевого развития детей.

Таким образом, после систематической регулярной помощи маме по обучению ее правильному отношению к речевому развитию ребенка, которое длилось в течение 7 месяцев, проведён контрольный этап исследования уровня речевого развития этих детей, и предполагаем повышение уровня сформированности речевого развития благодаря более чуткому и внимательному отношению мамы, не только к речевому развитию ребенка, но и к нему, как к маленькой личности со своими желаниями и потребностями.

Богатая, внятная связная речь - как роскошная крона дерева. Каждому родителю и педагогу хочется, чтобы ребенок говорил красиво, понятно, чётко.

Но для того чтобы дерево выросло, нужно многое: плодородная почва. Для развития речи нужно общение, социальная среда, важно, чтобы было от кого перенимать культурный код. Чтобы набрать силу, дереву нужны корни - это основа. Крик, лепет и гуление малыша - первые этапы развития речи. Ребенок учится координировать голос и дыхание, движение языка, губ, мягкого нёба. Ребенок реагирует на окружающие звуки и замечает, что взрослые реагируют на те звуки, что издает он.

Для речи необходимы целенаправленные движения органов артикуляции, которые должны произвольно контролироваться. Зрение, слух, осязание - нужны для развития коммуникативных навыков и координации крупной и мелкой моторики. Зрелость мозговых структур позволяет образовываться нейронным связям именно так как нужно.

Когда «корни» надежно укрепляются в земле, появляется росток, это "радость речи", которая станет стволом для прекрасного дерева. Родители, ласково откликающиеся на агукание малыша, ликующие от первых лепетных слов - стимулируют развитие речи, приглашая ребенка продолжить общение.

Однако для того, чтобы по-настоящему заговорить, нужны не только артикуляционные навыки, двигательные и сенсорные предпосылки, но и понимание языка. Без понимания языка нет речи. «Крепкий ствол» - опора для роскошной кроны.

Её образуют мощные ветви "артикуляция", "лексика", "грамматика» и "коммуникация" расходящиеся на множество мелких веточек и листочков.

Артикуляция отражает развитие произношения. Сначала появляются звуки раннего онтогенеза, включая гласные, затем более сложные отдельные звуки и звуковые сочетания.

Вода для древа речи - это повседневное общение с ребенком. Речь ребенка подпитывают: визуальный контакт - возможность видеть артикуляцию взрослого, наблюдать эмоциональный отклик и поддержку родителей и педагогов.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что важной задачей является просвещение родителей об этапах развития речи ребенка, о помощи овладения нормами родного языка и предупреждении речевых нарушений. Это необходимо, так как речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка, который рождается в семье. Если есть общение, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится не нужной, и ее развитие тормозится, и никто иной, как родитель, имеет право непосредственно влиять на его речевое развитие.

Литература

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

2. Иванова А. И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. – №4.

3. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 1972.

4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1988.

5. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. – СПб. ,2002.

6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1997.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние отношения родителей ребёнка раннего возраста как причина нарушения речевого развития
Опубликовано: 17 мая 2022 в 06:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние отношения родителей ребёнка раннего возраста как причина нарушения речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Трегубова Ольга (УИ 1623465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД