Мария Владимировна Полетаева
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия изобразительной деятельностью – это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.
Публикация «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие ребенка» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Н. П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.
Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.
Использованная литература:
1. Чумакова С. П. Развитие творческих способностей младших школьников: Методические рекомендации С. П. Чумакова. - Могилев: МГХ им. А. А. Кулешова, 2005.-32 с.
2. Шайдурова Н. В. Методика обучению рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст]/Н. В. Шайдурова- М. :ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
3. Теплов Б. М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т. ч. М. :Педагогика, 1985.