МААМ-картинки

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи

Ксения Иванова
Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребё нок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя в глаза; он учится общаться со своими сверстниками.

Публикация «Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи» размещена в разделах

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).

В 2011 году я набрала группу детей 3-4 лет, когда в сентябре, обследовав детей, выявила, что из 23 детей 2 ребёнка не говорили совсем, двое говорили первыми слогами слова. Словарный запас у этих детей был очень низок, у пятерых детей наблюдалась замена звуков. По результатам диагностики развития речи – низкий уровень составил – 26%.

Поэтому целью моей работы стало развитие речи детей, через нетрадиционную технику рисования.

Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Способствовать развитию связной речи детей, звуковой культуры речи, увеличению словарного запаса;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Способствовать развитию у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

В ходе работы были применены следующие этапы работы:

Анализ научной и методической литературы

Создание условий для развития творческой активности детей, подготовка наглядного и практического материала;

Работа с детьми.

В своей работе я стала использовать нетрадиционные виды рисования в специально организованной деятельности, через дополнительное образование, которое проводится один раз в неделю, а также в быту в условиях семьи. Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности (говорения, слушание, слухозрительное восприятие). Создала необходимую развивающую среду, имеющийся в группе материал расположен так, что дети свободно им пользуются.

Во время свободной деятельности дети раскладывают мозаику, перебирают различные виды круп. Играют с палочками, кубиками, шнуровками, разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение; с разноцветными прищепками, скрепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушечек пальцев; играют с клавишами. В группе занимается 6 детей с нарушением речи – это те ребята, которые показали низкий уровень по результатам диагностики на начало года.

Обогащаю детей знаниями и представлениями об окружающем мире. На непосредственно образовательной деятельности широко использую такие виды рисования, как:

Рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)

Рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)

Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т. д.

Рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т. д.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Кроме того, в процессе игровых заданий дети:

- совершенствуют мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, выполняя движения рукой в заданном направлении (откручивают и закручивают крышки);

- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого воображения;

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. На непосредственно образовательной деятельности мы широко используем:

скороговорки,

чистоговорки,

потешки,

прибаутки,

рассказывание сказок,

слушание русских народных песен.

Это помогает создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создавать эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.

В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;

- многообразие способов рисования;

- многообразие средств рисования;

- проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;

- вызывает целый комплекс эмоций;

- прививает любовь к изобразительному искусству;

- непринуждённо развивает творческие способности;

- формирует и активизирует словарь;

- формирует речевые навыки;

- развивает внимание детей к речи;

- обогащает предметно-глагольный словарь.

Кроме работы, проводимой с дошкольниками в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.

Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Для этого провела встречу с родителями, где рассказала о важной роли развития мелкой моторики на непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству. Показала основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использовала следующее.

Формы работы:

Индивидуальные беседы

Консультации

Дискуссии

Родительские собрания

Выставка детских работ.

В ходе наблюдениями за детьми выявила, что в процессе использования нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь, а она тесно связана с движением, в первую очередь, пальцев рук.

В ходе диагностики на конец года исследовала уровень развития :

- запаса слов;

- строение слов;

- фразовую речь;

- звукопроизношение.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире стали использовать прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

В результате повторного диагностирования сделала вывод, что если на начало года низкий уровень развития речи составил 26%, то благодаря правильно организованной системе развивающего обучения с помощью нетрадиционной техники рисования виден рост в развитие речи детей, на конец года он составил – 11%.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что данная методика способствует преодолению моторной неловкости, создаёт психофизиологическую базу для развития речи. В дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат на развитие речи детей.

Литература:

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр СФЕРА, 2004

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1978

Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007

Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.

Баринцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. -1996

Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ. : «Кристалл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Согласно теоретическим концепциям отечественной психологии, речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышление, воображение – опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют формированию полноценной личности. Развитие познавательной и речевой деятельности ребенка, как отмечается в исследованиях отечественной психологии и специальной педагогики, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного, наглядно- действенного мышления. Решающим условием овладения активной речью является общение с окружающими в ходе эмоционального и делового сотрудничества, при котором ребенок усваивает от взрослого опыт многих поколений (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Катаева, М. М. Кольцова, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, и др.). Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи [1]. Включение речи в познавательные процессы, без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Исследователь Боровик О. обращает внимание на то, что речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием, представляютсобой действенное средство для развития речи детей. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятия рисования, а затем постепенно входит в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей [2]. В специальной психологии и педагогике, в частности логопедии, раскрываются причинно-следственные основы общего недоразвития речи. При этом авторы опираются на положение о том, что общее недоразвитие речи является системным нарушением, охватывающим все компоненты языковой системы, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи (И. Т. Власенко, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). В систему коррекционных занятий по преодолению нарушения речи включается раздел по развитию ручной моторики. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [3]. Учеными доказана тесная связь развития речи с развитием мелкой моторики : движения пальцев рук стимулируют нервные центры и ускоряют развитие речи ребенка [4]. При определении направлений, содержания и методов коррекции нарушений ручной моторики у дошкольников с ОНР за основу были взяты: - уровневая теория организации движений Н. А. Бернштейна; - положение о тесной взаимосвязи между тонкой моторикой рук и артикуляторной моторикой (М. М. Кольцова); - положение о сложном взаимодействии кинестетической и кинетической основы движений и о роли кинестезий в управлении движениями. Для изучения влияния нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР было организовано собственное практическое исследование. По результатам проведенной диагностики, мы проанализировали данные показатели и выявили следующие закономерности: у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость, и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Симптомами нарушения эмоциональ но-волевой сферы дошкольников с ОНР явились раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также дети с речевой патологией были: замкнуты, неуверенны в себе, агрессивны. Наблюдается нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Результаты диагностики обусловили выбор тактики и стратегии для коррекционной работы: 1) дальнейшее развитие и совершенствование моторики; 2) совместная деятельность родителей и педагогов для максимальной социализации детей и коррекции дефекта; 3) профилактическая работа над дефектом для закрепления результата и совершенствования развития. 4) коррекция тревожности и коммуникативных навыков; 5) снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций. Развитие творчества у детей с ОНР должно предполагать активизацию потенциала личности. Опираясь на исследования Т. С. Комаровой, А. М. Маттошкина под изобразительным творчеством детей понимается деятельность по созданию субъективного нового (значимого для ребёнка прежде всего) продукта посредством оптимального сочетания изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения. Это позволяет выявить психические, психофизиологические особенности и психолого-педагогические условия развития детей с ОНР на занятиях по рисованию нетрадиционными средствами. В основу занятий были положены как раннее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т. К. Казакова, Т. С. Комарова, так и собственный опыт работы по реализациинетрадиционных приёмов изображения (рисование ватными палочками, косметическими ватными дисками, оттиск тканью, а также их сочетаний с традиционными приемами рисования. Так, на одном из занятий предусматривается и рисование пальчиками, и оттиск печатками; на другом – ватные палочки, рисование пальчиками и «тычкование». Мы совместили логопедические занятия с коррекционной работой по развитию мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы посредством нетрадиционных методов изобразительной деятельности и поставили целью создание своеобразной модели воздействия на моторное и эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе рисования. А для этого занятия должны проходить в виде эмоционально насыщенной, интересной игры. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости. Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими. Необходимым является в коррекционной работе сочетание развитие мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы посредством использования нетрадиционных техник рисования в сочетании с приемами преодоления общего недоразвития речи. Дети, рисуя с помощью нетрадиционных средств самыми простыми и всегда доступными материалами, быстро и легко усваивают содержание занятий. Опыт показывает, что все дети успешно справляются с заданием; это создаёт у детей радостное настроение, а главное – даёт веру в себя. Например, на занятиях «Пальчиковая живопись» объясняем детям, что купили новые краски, но вот беда, потерялась кисточка. Предлагаем порисовать пальчиками. Один пальчик обмакнули в красную краску. На другой ручке, левой «заиграют» белая, жёлтая, зеленая краски. Получилась веселая, необычная даже волшебная палитра. Дети, рисуя подарок маме, изображают целую ниточку ярких, нарядных бус. Таким способом можно рисовать на самые разнообразные темы: «Осенние фантазии», «Кто пробежал по дорожке» и т. д. В изобразительную игру «Следы зверей» включаем театрализацию – ребенок озвучивает животное и ритмическими движениями пальцев старается передать характер походки животного. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства - вязкость, бархатистость. Освоение системой занятий проходит поэтапно. Осенью закрепляем знакомые детям техники рисования («пальчиковая живопись», «сухая кисть» и др., которые подразумеваютработу с различными инструментами (кисть, пальцы, при этом развивается тактильная чувствительность, воспитывается умение работать коллективно. Далее, в работе с детьми используются методы рисования, способствующие развитию различных групп мышц кисти («объёмное рисование», «ленточная пластика», «пластилинография» и др.) и развитию представлений детей об изобразительных возможностях материалов других видов изобразительной деятельности (бумага, пластилин, клей). На данном этапе уделяется особое внимание развитию согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений. Приоритетной психолого-педагогической задачей является воспитание настойчивости в достижении положительного результата, т. к. многие дети, испытывая небольшие трудности, отказываются доводить начатое до конца. На завершающем этапе (весна) мы отобрали методы рисования, способствующие развитию тонкой моторики руки («мелкий мазок», элементы «точечного рисования» и др., умению сочетать в одном рисунке несколько техник для создания выразительного образа. Параллельно в коррекционной работе по формированию эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи мы используем следующие нетрадиционные методы рисования. Монотипия – зеркальное отражение объектов на водной глади. Так как это проекция внутреннего, скрытого от взрослых, мира ребенка, то она позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции, почувствовать веру в себя, дать волю фантазии, следовательно, способствует коррекции чувства неполноценности. Диатипия – водная печать. Рисунки получаются необычными, что способствует возбуждению интереса к деятельности, развивает усидчивость, внимание, повышает работоспособность, это является важным условием коррекции тревожности. Метод нетрадиционного рисования – акватушь - позволяет создать оригинальные рисунки, насыщая образовательную деятельность положительными эмоциями, яркими впечатлениями, влияющими на развитие познавательного интереса к деятельности, способность выражения своих эмоции и чувств, контроль собственного поведения. Это одно из главных условий эффективности коррекции гиперактивности. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, а также способствует развитию координации движений. Проводя коррекционную работу разнообразными рисовальными средствами, мы учитываем индивидуальные психофизические и речевыевозможности детей с общим недоразвитием речи, и в результате укрепляется мышечный тонус мелкой моторики, снимается замкнутость, тревожность, свойственная данной категории детей; обогащаются представления детей об окружающих предметах; повышается умственная и речевая активность. Литература: 1. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. / C.О. Филиппова – СПб: «Детство-Пресс» - 1999.- 287 с. 2. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1. – с. 14. 3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. /Н. А. Бернштейн – М. : Физкультура и спорт. - 1991. - 288 с. 4. Трохимчук Л. Ф. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка / Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквирина, Т. И. Бабенко. - Ростов н/ Д : Изд-во РГПУ. - 1994. - 61 с. 5. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1995. - N 4. - с. 43.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 09:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД