МААМ-картинки

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ

Наталья Сеняева
Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают трудности с адаптацией в социуме.

Публикация «Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Изучением данной проблемы занимались Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с ЗПР роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы, оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками. Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью, говорит о специфической потребности детей данной категории в эмоциональном воспитании, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте - развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека : изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.

По мнению Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, В. Н. Шацкой и других специалистов, мощным средством воздействия на психику и средством воспитания всесторонне развитой личности является музыка.

Специфика работы музыкального руководителя в коррекционном детском саду заключается не только в осуществлении задач музыкально-эстетического развития, но и в коррекционно-развивающей деятельности педагога. В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение. Это мощнейший фактор развития эмоций у детей. Но, к сожалению, мы часто наблюдаем, что у детей с ЗПР и умственной отсталостью, как правило, нарушена эмоционально-волевая сфера, то есть ребенок с недостаточным вниманием воспринимает музыку, иногда отказывается вообще слушать или воспринимать не в том ключе. Очень важно педагогам помнить о неуверенности этой категории детей, о том, какие трудности они испытывают в восприятии музыкально материала. Любой изучаемый материал становится легким и понятным, если в работе используются игровые технологии.

Мне кажется, что работу с этими детьми нужно начинать со знакомства простого музыкального материала. Слушая инструментальную или вокальную музыку разного характера, дети переживают определенные чувства. Но рассказать о своих эмоциях на начальном этапе знакомства, дети ЗПР не способны. Чтобы помочь им в восприятии музыки, следует использовать игровые приемы. Я использую картинки с изображением веселой и грустной эмоции (это смеющийся ребенок или грустный). Сначала дети выбирают картинку и прикрепляют ее к магнитной доске, испытывая при этом удовольствие, радость, положительную эмоцию. Музыкальный материал повторяется многократно, пока дети на следующих занятиях не усвоят поставленную перед ними задачу, не почувствуют уверенность в себе.

Конспект вечера досуга «Угадай какая музыка»

для детей группы ЗПР и умственной отсталостью.

Цель.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Образовательные задачи.

-Знакомить детей с классической, русской народной музыкой.

Развивающие задачи.

-Развивать у детей умение различать на слух веселую и грустную музыку.

-Развивать музыкальную память.

-Расширять музыкальные впечатления, умение слушать пьесу до конца.

-Повышать творческую активность детей.

Воспитательные задачи

-Становление самостоятельности.

-Формировать у детей умение высказывать свою идею, свое решение.

-Оказывать помощь своим сверстникам.

Оборудование.

Магнитная доска, раздаточный материал: карточки с изображением веселой и грустной девочки.

Разноцветные платочки.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель.

Здоровается с детьми и предлагает встать в круг.

Проводится игра «Здравствуйте» С. Коротаева. (по показу воспитателя)

Музыкальный руководитель.

Дети, вам понравилась игра? Дети. Да.

Музыкальный руководитель.

Эта музыка веселая? Дети. Да.

Музыкальный руководитель. Значит, мы продолжим с вами весело играть.

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель.

Дети, сегодня мы будем слушать веселую и грустную музыку. А вы будете угадывать веселую и грустную музыку. Посмотрите на доску. На доске две картинки с девочками. Какая эта девочка? («веселая» девочка).

Дети (варианты ответов). Веселая.

Музыкальный руководитель.

Правильно, девочка веселая. А на второй, картинке, какая девочка?

Дети (варианты ответов). Грустная, плачет.

Музыкальный руководитель.

Правильно.

Музыкальный руководитель.

Сейчас я сыграю музыку, а вы угадайте какая музыка. Переворачиваю картинки на доске обратной стороной.

«Ах, вы сени» русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель.

Ребята, какая музыка звучала : веселая или грустная?

Дети (варианты ответов). Веселая.

Музыкальный руководитель обращаюсь к плохо говорящим детям.

Называю имя ребенка. «Подойди к доске и найди картинку к этой музыке. Ребенок открывает картинки поочередно и находит картинку, которую считает правильной.

Продолжаем слушать музыку.

«Где ты, Лека?» С. Ляховицкая.

Музыкальный руководитель.

Ребята, это какая музыка?

Дети. Грустная.

Музыкальный руководитель обращаюсь к плохо говорящим детям.

Называю имя ребенка. «Подойди к доске и найди картинку к этой музыке. Ребенок открывает картинки поочередно и находит картинку, которую считает правильной.

Если ребенок ошибается, то прошу другого ребенка, который различает эмоции, помочь найти правильную картинку.

Музыкальный руководитель

Правильно. Дети, мы с вами еще попробуем отгадать веселую и грустную музыку. У меня есть карточки (такие же карточки, но небольших размеров). Сейчас (имя ребенка) поможет раздать их.

«Болезнь куклы» П. Чайковский (фонограмма)

Музыкальный руководитель

Покажите карточку. Дети, показывают карточку. Дети, какая музыка звучала?

Дети. Грустная. Молчание.

Музыкальный руководитель

Правильно.

Музыкальный руководитель

Слушаем дальше.

«Камаринская» П. Чайковский (фонограмма)

Музыкальный руководитель

Покажите карточку. Дети, показывают карточку. Ребята, какая музыка звучала?

Дети. Веселая. Молчание.

Музыкальный руководитель

Правильно.

Музыкальный руководитель

Дети. Под веселую музыку можно танцевать?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель

А можно поиграть?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель

Давайте потанцуем и поиграем с платочками. Дети самостоятельно выбирают себе платочки, встают с помощью воспитателя врассыпную.

Игра «Прятки» р. н. м. «Ах, вы сени»

Сначала дети танцуют по показу воспитателя, повторяя элементарные движения.

С окончанием музыки дети прячутся за платочки. Воспитатель их ищет, трижды спрашивая, где дети. Последний вопрос произносится громко. Дети радостно опускают платочки со словами: «Вот мы». Игра повторяется в зависимости от желания детей.

Музыкальный руководитель

Мы с вами здорово повеселились, поиграли. Пора вам отправлять в группу. Может быть, поедете на поезде?

Дети. Да

Музыкальный руководитель (танцевальная композиция «Поезд» знакома детям)

Ребята, вы поедете на поезде под веселую музыку или грустную?

Дети. Веселая.

Музыкальный руководитель

Садитесь, дети, в вагончики и поехали.

«Поезд» Т. Суворова. Дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей "Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста" "Лучший подарок, который.

Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей во второй младшей группе Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей во второй младшей группе. Цели: 1. Способствовать выработке навыка понимания.

Игры на развитие эмоциональной волевой сферы общения Игры на развитие эмоциональной волевой сферы, общения. Игры на выражение внимания, интереса и сосредоточения 1. "Лисичка подслушивает".

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности» Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности». В современном обществе резко повысился социальный.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки Образовательная деятельность. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Музыка – путь.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.

План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Педагога-психолога Кафлиной Ю. В. Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» Цель: повысить.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях Мы работаем музыкальными руководителями детского сада, который наряду с нормально развивающимися сверстниками, посещают дети с проблемами.

Развитие эмоциональной сферы детей 2–3 лет посредством сенсорных игр Развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет посредством сенсорных игр Известно, что эмоциональность врожденна. Первые эмоциональные реакции.

Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности Слайд1. Тема «Развитие социально – эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Слайд2. Тезис.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 17:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей ЗПР на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сеняева (УИ 7697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД