Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей»

Татьяна Ильницкая
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально - потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Публикация «Опыт работы „Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей“» размещена в разделах

И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.

Цель: ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы, проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику "Волшебная страна чувств" - Тест «Домики» Цель этой методики - исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.

Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься - нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы :

1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)

2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)

Непосредственная работа :

- на специально организованных занятиях,

- в театрализованной деятельности,

- в сюжетных играх.

3. Заключительный этап (диагностический)

- анализ данных и обработка результатов;

- формулирование выводов.

На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.

На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно, в определенной последовательности:

1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.

2. Целостное освоение сказочных функций.

3. Сочинение сказок.

На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. составила алгоритм работы со сказками :

1. Просмотр фильма-сказки;

2. Чтение сказки;

3. Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;

4. Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;

5. Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;

6. Сочинение сказки по картам Проппа;

7. Придумывание продолжения сказки;

8. Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;

9. Сказочные путешествия;

9. Психогимнастика;

10. Сочинение новой сказки;

11. Организация сюжетных игр по сказке.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьми рисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.

Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы :

а) Групповое рассказывание сказок.

С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие» : попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.

б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.

в) Групповое придумывание сказок.

Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:

- выявление эмоционального состояния ребенка,

- развитие фантазии и воображения,

- умение слушать и слышать своих товарищей,

- развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»

Сказка - анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?

Сказка - рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.

Сказка – сочинение - сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Сказка – имидж - повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.

Сказка – театр – здесь использую разные виды театров, драматизации знакомых произведений.

Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т. д.

После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т. д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.

Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т. д. В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.

Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.

Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работы были замечены такие изменения:

- Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;

- более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;

- умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.

- у детей преобладают положительные эмоции.

Исходя из анализа опыта работы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна, если:

- педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,

- будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Список литературы.

1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис-пресс, 2007.- 160с.

2. Данилина Т. А. Зедгенидзе В. Я. Степина Н. М. В мире детских эмоций, М. : Айрис Пресс. 2004. - 160 с.

3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

4. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии – СПб. : Речь, 2006.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка : Теория и практика. - М. ,2004.

6. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

8. Миляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н. В. Миляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина. – М. :Сфера, 2010.

9. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб. : Речь, 2006.

10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М. : ЭксмоПресс, 2001.

11. Стрелкова Л. П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М. : Просвещение, 2003.

13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М. : Генезис, 2003.

14. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

15. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. : ил. – (Театр и дети)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей: техники работы с пластилиномРазвитие творческих способностей: техники работы с пластилином Лепку дети осваивают уже с раннего возраста. Пластилин – идеальный инструмент для развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим.

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет, через нетрадиционные техники рисования и аппликации.

Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей» В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты,.

Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР» «Прекрасное пробуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский) С давних времен пение занимало главенствующую роль в жизни людей. В песне народ изливал.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность» Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания.

Опыт работы «Роль эмоциональной сферы в речевой области маленьких детей» Я остановилась, на мышлении. хочу сказать, что мышление таких маленьких детей, деятельностное. Им всё хочется потрогать, попробовать, привести.

Опыт работы «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Проблема развития у детей инициативы и творческих способностей была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее.

Развитие эмоциональной сферы. Знакомство со Злостью Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи: 1. Познакомить с эмоциональным состоянием «злость»; 2. Снять эмоциональное напряжение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 12:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ильницкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД