Светлана Секерина
Влияние музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ на воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество характеризуется резко возросшей ролью воспитания. Социокультурная ситуация в России, согласно данных исследователей, находится в состоянии увеличивающегося духовного вакуума и духовно-нравственного кризиса.
Одна из причин: обширная компьютеризация общества в результате стремительного развития компьютерных технологий. При этом опасность заключается в том, что глобальное применение новейших информационно-вычислительных машин поглощает не только «физическую жизнь индивида», но и мыслительные процессы, а также затрагивает элементы психологической жизни. Еще В. Л. Сухомлинский писал, что «чем шире круг знаний, которое нужно усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее будет отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, - в противном случае в человеке победит холодная рассудочность»
Публикация «Влияние музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ на воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
К специфическим проблемам, связанным с переживаемыми россий-ским обществом трудностями в эстетической и социальной сфере, отно-сятся:
- недооцененность роли эстетического сознания в социальной практике, художественной культуры как важнейших факторов быстроразвивающегося общества;
- не принятие большей частью молодежи духовных ориентиров;
- усиливающийся разрыв между высокой культурой и массовой школой, который приобретает все более элитарный характер.
В числе важнейших задач, поставленных этим документом, выделим следующие:
- активизация художественной жизни общества путем создания эстетически развитой и благоприятно настроенной аудитории слушателей и зрителей;
- приобщение гражданского общества России к признанным ценностям отечественной и заграничной культуры, народному творчеству, изучение классического и современного искусства;
Большое значение имеет в работе по формированию личностных качеств в музыкально-театрализованной деятельности воспитанников, выбор методов и приемов и здесь мы руководствовались следующими принципами:
принцип общей связи литературного текста, движения с музыкой;
принцип равноправия и партнерство с детьми;
принцип регулярности и поэтапности;
принцип предметности и индивидуальности, который реализуется через анализ педагогической диагностики, проводимой на определенных этапах работы.
Для выполнения работы, мы создали педагогический технический прием, в фундаменте которого частично легли педагогические современные разработки, предложенные Гогоберидзе А. Г., Деркунской В. А. в работе "Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста : современные педагогические технологии [27].
Для проведения благополучного и плодотворного музыкального занятия необходимо иметь в наличии современное оборудование, чтобы использовать их : детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, настольные музыкально-дидактические игры, оснащения для музыкально-театральной практики, для игр реквизитов костюмов и атрибутов. Экранных и пособий и специального оборудования к ним с записями детских музыкальных репертуаров и классической музыки.
Организовывая предметную зону и художественно развивающую обстановку в музыкальном зале, опирались на издание особенной литературой по музыкальному воспитанию детей, следующих авторов, Ветлугиной Н. А., Гороховой Л. А., Зацепиной М. Б., Макаровой Т. Н., Радыновой О. П. и т. д., и пособием для воспитателей и заведующих "Материалы и оборудование для детского сада", под редакцией Дороновой Т. Н., Коротковой Н. А., Ерофеевой Т. И., Руновой М. А., предлагают перечень книг и оборудования по главным видам деятельности воспитанников, представляют современную "Концепцию дошкольного воспитания".
Творческая исполнительская деятельность относится к одной из основных форм приобщения дошкольников к музыкально-театрализованной действие, которая может проявить себя в самых разных видах (участие в спектакле, ритмопластика под музыку, игра на музыкальных инструментах, движения и танец и др.).
Исследовав психологические особенности детей дошкольного возраста и специфику воздействия классической музыки и кукольного театра на их нравственно-эстетическое развитие как средства формирования личностных качеств, мы начали музыкально-театрализованную деятельность как можно раньше, так как театральный компонент музыкальных занятий размножает развивающие и воспитательные возможности, создает творческие способности, увеличивает эффект эмоционального действия как на настроение, так и на мировоззрение дошкольника, так как к театральному языку мимики и жестов добавляется таинственный музыкальный язык мыслей и чувств.