Екатерина Захарова
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на улучшении детской речи. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речи, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Еще Сухомлинский В. А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, а сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из 5 чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.»
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Конечно же, развитие мелкой моторики - это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И параллельно с этим, развивать мелкую моторику.
Занимаясь пальчиковой гимнастикой:
1. Ритмичные движения пальцев приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1.«Шишки на тарелке». Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.
2.«Обведи предмет». Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.
3.«Разноцветные снежинки». Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.
4.«Зашнуруй ботинок». Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами.
1.«Покрути шишку». Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.
2.«Грецкий орех». Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
3.«Зёрнышки». Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
Работаем с пластилином.
Давайте ребенку как можно чаще пластилин. Через игры с пластилином ребенок может показать свое воображение, свои мечты, беспокойство, интересы. Создайте выставку пластилиновых фигур.
Обводим по контуру.
Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите ребенку обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки (заштриховать в определенном направлении, пунктиром, волнами, как работает ваша фантазия).