Ольга Калинкина
Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов : мышления, восприятия, памяти, речи, воображения, внимание. Ведущий деятельностью в данном возрасте является – игра. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре.
Публикация «Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.
Нельзя говорить о развитии психических процессов и при этом не сказать об игре. Потому что игра- это и есть для ребенка познание, развитие и обучение.
Для ребенка игра является не просто развлечением, это прежде всего познавательная деятельность.
В процессе познавательной деятельности (игры) происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов).
Давайте рассмотрим кратко как влияют игры на различные психические процессы :
Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. С помощью игры у дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина, слуховое (речевые и неречевые звуки, тактильное восприятие, кинестетическое (двигательное, обонятельное восприятие.
Восприятие у детей дошкольного возраста имеют свои особенности. Дети путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Дети путают цифры (6 и 9) буквы (З и Э). Этих ошибок будет меньше, если научить детей сравнивать сходные предметы. Очень важно сделать процесс восприятия сознательным и управляемым.
Поэтому, готовя детей к обучению в школе необходимо научить их различать и называть такие свойства предметов, как форма, цвет, величина. Большинство правильно различают и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, трапеции, но в названии объемных фигур (пирамида, шар, конус) испытывают затруднения. Для развития восприятия такие подойдут игры например : «Угадай животных» развитие зрительного восприятия, восприятия формы, «Где будильник?» Цель: развитие слухового восприятия, «Вспомни ощущение» Цель: развитие тактильного восприятия у детей.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.
Выделяются 3 основных вида внимания:
- непроизвольное; (ещё его называют пассивным) возникает спонтанно, оно не зависит от намерений человека)
- произвольное; (сознательная цель)
- послепроизвольное. (сознательный, преднамеренный процесс сосредоточения человека на предметах, не требующих волевых усилий.)
По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Психологами установлена связь между свойствами внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. Все свое внимание дошкольники направляют на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза. На внимание детей существенное влияние оказывает индивидуальные особенности.
Предлагаемые игры для развития внимания : «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?», раскрашивание по образцу (штриховка в определённом направлении, рисование определённых элементарных узоров по образцу.
Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
Все виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:
1. по содержанию психической активной, преобладающей в мнемической деятельности;
2. по степени волевой регуляции памяти;
3. по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.
У дошкольников более развита наглядно-образная память. Значительно лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события, цвета. Чтобы подготовить детей к обучению в школе, следует развивать у них логическую память. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, воспитатель способствует развитию, как мышления, так и смысловой памяти. Воспитатель должен поощрять смысловое запоминание и бороться с механическим запоминанием или зазубриванием.
Игры : «Нарисуй по памяти картинку». «Слушаем и рисуем». «Выполни движения». «Перескажи текст». «Цепочка слов». «Пересказ по кругу».
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).
Воображение у дошкольников с нарушением в развитии обычно ограниченное. Дети не могут целостно видеть ту или иную ситуацию, у них отмечается низкий уровень проявления комбинаторных способностей. Как результат, они не участвуют в ролевых играх, не могут реализовать свои задумки, не способны выполнить даже самую простую творческую работу. Чтобы развить воображение у ребенка с нарушением в развитии мы берем театрализовано — игровую деятельность, т. к. театрализовано — игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослым или самостоятельно. В группе можно использовать следующие виды театрализованных игр:
o
o Режиссерские — в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику (настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);
o
o Образно-ролевые — в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол — «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).
В работе по развитию воображения через театрализованную деятельность можно использовать следующие занятия:
-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-упражнения для развития творческого воображения детей;
-коррекционно – развивающие игры;
-игры-превращения (театральные этюды);
-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;
-упражнения на развитие выразительной мимики;
-подготовка к постановке сказки.
Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходи т побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.
Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, как можно раньше начать работать над развитием мышления у детей с ЗПР.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Игры направленные на развитие мыслительных операций.
«Четвертый лишний»
Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?». Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
«Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т. д.
«Исправь ошибку или Небылицы»
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро» и т. п.
«Сравнение картинок»
Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой?» и т. д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.
«Найди отличия (сходство)»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени и т. д.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.
Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы высказывания в целом, дети не дают развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи.
В заключении хочу сказать:
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс развития познавательных процессов.
В дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в период пребывания в детском саду получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.