Папки-передвижки

Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста

Ольга Калинкина
Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать

Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов : мышления, восприятия, памяти, речи, воображения, внимание. Ведущий деятельностью в данном возрасте является – игра. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре.

Публикация «Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Нельзя говорить о развитии психических процессов и при этом не сказать об игре. Потому что игра- это и есть для ребенка познание, развитие и обучение.

Для ребенка игра является не просто развлечением, это прежде всего познавательная деятельность.

В процессе познавательной деятельности (игры) происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов).

Давайте рассмотрим кратко как влияют игры на различные психические процессы :

Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. С помощью игры у дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина, слуховое (речевые и неречевые звуки, тактильное восприятие, кинестетическое (двигательное, обонятельное восприятие.

Восприятие у детей дошкольного возраста имеют свои особенности. Дети путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Дети путают цифры (6 и 9) буквы (З и Э). Этих ошибок будет меньше, если научить детей сравнивать сходные предметы. Очень важно сделать процесс восприятия сознательным и управляемым.

Поэтому, готовя детей к обучению в школе необходимо научить их различать и называть такие свойства предметов, как форма, цвет, величина. Большинство правильно различают и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, трапеции, но в названии объемных фигур (пирамида, шар, конус) испытывают затруднения. Для развития восприятия такие подойдут игры например : «Угадай животных» развитие зрительного восприятия, восприятия формы, «Где будильник?» Цель: развитие слухового восприятия, «Вспомни ощущение» Цель: развитие тактильного восприятия у детей.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяются 3 основных вида внимания:

- непроизвольное; (ещё его называют пассивным) возникает спонтанно, оно не зависит от намерений человека)

- произвольное; (сознательная цель)

- послепроизвольное. (сознательный, преднамеренный процесс сосредоточения человека на предметах, не требующих волевых усилий.)

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

Психологами установлена связь между свойствами внимания: объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение. Все свое внимание дошкольники направляют на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза. На внимание детей существенное влияние оказывает индивидуальные особенности.

Предлагаемые игры для развития внимания : «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?», раскрашивание по образцу (штриховка в определённом направлении, рисование определённых элементарных узоров по образцу.

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Все виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:

1. по содержанию психической активной, преобладающей в мнемической деятельности;

2. по степени волевой регуляции памяти;

3. по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

У дошкольников более развита наглядно-образная память. Значительно лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, события, цвета. Чтобы подготовить детей к обучению в школе, следует развивать у них логическую память. Приучая детей к запоминанию логических связанных значений, воспитатель способствует развитию, как мышления, так и смысловой памяти. Воспитатель должен поощрять смысловое запоминание и бороться с механическим запоминанием или зазубриванием.

Игры : «Нарисуй по памяти картинку». «Слушаем и рисуем». «Выполни движения». «Перескажи текст». «Цепочка слов». «Пересказ по кругу».

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).

Воображение у дошкольников с нарушением в развитии обычно ограниченное. Дети не могут целостно видеть ту или иную ситуацию, у них отмечается низкий уровень проявления комбинаторных способностей. Как результат, они не участвуют в ролевых играх, не могут реализовать свои задумки, не способны выполнить даже самую простую творческую работу. Чтобы развить воображение у ребенка с нарушением в развитии мы берем театрализовано — игровую деятельность, т. к. театрализовано — игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослым или самостоятельно. В группе можно использовать следующие виды театрализованных игр:

o

o Режиссерские — в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику (настольные – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);

o

o Образно-ролевые — в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол — «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).

В работе по развитию воображения через театрализованную деятельность можно использовать следующие занятия:

-просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;

-игры-драматизации;

-упражнения для развития творческого воображения детей;

-коррекционно – развивающие игры;

-игры-превращения (театральные этюды);

-пальчиковый игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-подготовка к постановке сказки.

Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходи т побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, как можно раньше начать работать над развитием мышления у детей с ЗПР.

Выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

Игры направленные на развитие мыслительных операций.

«Четвертый лишний»

Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?». Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

«Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т. д.

«Исправь ошибку или Небылицы»

Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро» и т. п.

«Сравнение картинок»

Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой?» и т. д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.

«Найди отличия (сходство)»

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени и т. д.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы высказывания в целом, дети не дают развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи.

В заключении хочу сказать:

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс развития познавательных процессов.

В дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в период пребывания в детском саду получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессовИгровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Дидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 годаДидактические игры по развитию сенсорных процессов для младшего дошкольного возраста 2–3 года Лэпбук «Мир сенсорики» Введение, аннотация: Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста является одним из главных аспектов.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт»Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт» В нашем детском саду в разных возрастных группах ежегодно проводятся мастер-классы для родителей "Игры и упражнения для развития речи и.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 17:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Калинкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД