Виктория Куриленко
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1272»
Доклад:
Тема: «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста»
Составила
воспитатель:
Куриленко В. В.
Москва
2017
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В этот период она возникает и приобретает наиболее развитую форму, которая в психологии и педагогике получила название сюжетно – ролевой.
Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре интенсивно формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игра органически связана с жизнью общества. Она имеет определяющее влияние на преемственность опыта, привитие нравственных качеств, правил поведения молодому поколению, вступающему в жизнь.
Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин [16], в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально – действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
В отечественной психолого-педагогической науке, сюжетно – ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, отражающая действительную жизнь.
Д. Б. Эльконин [17] высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно – ролевая игра возникает на определённой стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребёнка в реальной социальной, производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом сообществе. Ролевая игра, по мнению Д. Б. Эльконина [16], является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза учёного получила подтверждение в историко-этнографических и межкультурных исследованиях игры.
Таким образом, исходным и общим для психологов и педагогов является безусловное признание социального происхождения игры как естественной деятельности ребёнка.
Значение и место игровой деятельности в жизни ребёнка – дошкольника обсуждались в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов Ж. Пиаже, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович и др.
Д. Б. Эльконин [16] выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка :
• развитие мотивационно – потребностной сферы;
• преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
• формирование идеального плана;
• развитие произвольности действий;
Результатом развития мотивационно – потребностной сферы является формирование у ребёнка стремления к социально значимой деятельности и мотива, сменив свой статус, занять новую социальную позицию, обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к поступлению в школу и обучение в ней (А. П. Усова, С. Л. Новосёлова, Л. И. Божович, М. И. Лисина, [15; 10; 1; 11].
Благодаря игре происходит изменение психологической формы мотивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных» (Д. Б. Эльконин, [17].
Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже, [12], выраженного в абсолютизации собственной позиции и невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций её участников и различных точек зрения партнёров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией партнёра по игре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, [2; 6; 16].
Л. С. Выготский [16] главное значение игры видел в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т. е. в формировании идеального плана сознания. Он рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развёрнутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами – заместителями к речевым, а затем умственным. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно – образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения (Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, [13;4; 6].
Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников игры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А. В. Запорожец, память (З. М. Истомина, поведение (Э. В. Мануйленко, [5].
Таким образом, игровая деятельность дошкольника заключает в себе большие возможности по формированию психических процессов, влияющих на поведение ребёнка, и являются основой перехода к новой, высшей стадии развития.
Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, в процессе совместной игры и связано с формированием детского коллектива. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей - проявляется такое важное качество как «общественность» (А. П. Усова, [15]. В таком коллективе воздействие на ребёнка опосредуется детским обществом, через которое осуществляется влияние на отдельного ребёнка (Т. А. Маркова, В. Я. Воронова, Д. В. Менджерицкая, Р. Н. Жуковская, [8].
Игра богата эмоциями, она выявляет искренние переживания ребёнка и формирует его чувства. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности (А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, А. Д. Кошелева и др.).
Таким образом, игровая деятельность занимает определённое место в педагогической системе, т. к. именно в игре и посредством игры осуществляется формирование детской личности, развитие эмоциональной сферы.
На протяжении дошкольного детства качественно меняется характер основной деятельности ребёнка-дошкольника – характер сюжетно – ролевой игры, представляющей широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.
В сюжетно – ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей, и которым он стремится подражать. И чем больше ребёнок получает впечатлений, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для развития его творческого воображения.
Вместе с развитием сюжетов игр развивается и возможность творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша. В ролевой игре ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребё нка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие игры в целом.
Исследователи считают сюжетно – ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская [7] отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетение реального и вымысла.
Сюжетная игра захватывает ребёнка, она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребёнок выражает себя наиболее полно и свободно. В игре ребёнок учится проявлять свою творческую инициативу, учится умению организовывать, планировать и направлять игру.
По мнению исследователя – педагога О. Солнцевой [14], развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию представляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, то есть стать, «автором» новой части игрового материала, на основании которой можно создать собственный сюжет и реализовать его.
Следовательно, именно сюжетно – ролевая игра подводит ребёнка к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.
В самом деле, сначала воображение ребёнка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем опирается на игровые действия в сюжетно – ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.
Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно – ролевой игре ребёнок сначала представляет свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом уже действует. Такая необходимость приводит к тому, что ребёнок начинает всё чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это во вне. Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старших дошкольников появляется ещё одна важная способность подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану.
Возникновение и развитие творческого воображения считает В. С. Выготский [3] – это переход к творческой деятельности, который связан с появлением у дошкольников замысла игры. Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил.
Такой постепенный переход к внутренней деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведёт к проявлению творческой активности в самых разных областях (О. М. Дьяченко, [4].
Таким образом, дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. На протяжении всего дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннюю, позволяющую осуществить элементарное игровое творчество. Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно – ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (т. е. «делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по мнению А. П. Усовой [15], происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. В игре ребёнок из элементов, взятых из окружающей жизни, создаёт новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловлено существенными изменениями в содержании сюжетно – ролевой игры (М. В. Ермолаева, [5].
Старший дошкольный возраст, по мнению педагогов и психологов, - возраст расцвета сюжетно – ролевой игры. К пяти годам у детей сформировались такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Сюжетно – ролевая игра, как правило, коллективная. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развёрнутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта (А. П. Усова, Р. Н. Жуковская, С. Л. Новосёлова и др.)
В работах разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.) собрано достаточно много фактов, свидетельствующих о том, что сюжетная игра старших дошкольников имеет разнообразные формы. Это и, собственно, ролевая игра с принятием на себя игровой роли и игра-фантазирование с преимущественно речевым планом и создание через посредство мелкого игрового материала, воображаемых миров. Все эти формы сюжетной игры развёртываются как в индивидуальном плане, так и совместно со сверстниками.
Разнообразие форм сочетается с многообразием содержания; игровой сюжет может моделировать как вполне реалистические события, так и вымышленные, однако в любом случае игровые сюжеты старших дошкольников становятся всё более связанными, внутренне логичными.
Объединяющим для всех этих форм игры является направление старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты.
Наиболее характерными разновидностями сюжетно – ролевых игр являются:
• игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.);
• игры в семью;
• игры, навеянные литературно – художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно – ролевых играх строится на основе личностно – ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно – игровой среды, творческого характера игровых действий.
Старший дошкольный возраст способствует тому, что игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов, в этом случае, приобретает творческий, сознательный, активный характер. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребёнка (В. Я. Воронова, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Короткова и др.).
Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием, использованием средств отображения реальной жизни, а также организацией.
Часто это длительные творческие игры, т. е. игры, в которые дети играют долгое время, постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отображающие их психическое развитие (В. Я. Воронова, С. Л. Новосёлова и др.).
Основной признак длительной игры – это устойчивый интерес ребёнка к роли им выполняемой, и к определённой теме игры. Длительная игра даёт возможность уточнять и углублять представления детей об изображаемом им персонаже. В нём ярко раскрывается отношение ребёнка к роли, происходит влияние её на его поведение, с одной стороны, а с другой – в игре проявляется разностороннее игровое творчество в поисках средств для изображения задуманного, создавать мнимую ситуацию (Д. Б. Менджерицкая, [9].
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О. Солнцева, [14]. У детей – сочинителей творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию. Дети – исполнители проявляют игровое творчество в реализации замыслов создания образов игровых персонажей, используя для этого, разнообразные средства: мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь. Дети – режиссеры максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступа посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Творческая игра – высшая ступень развития игры. Специфика творческой игры состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий и распределении ролей, при использовании подсобных материалов.
Таким образом, игра определяет существенную роль в каждом творческом процессе. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку приобрести некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выражать его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством (В. Я. Воронова, Д. Б. Менджерицкая и др.).
Воображение и творчество теснейшим образом взаимосвязаны. Творческое воображение формируется в процессе игровой деятельности. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступают связующим звеном в отношении к познаваемому.
Данные психолого-педагогических исследований позволили сделать вывод о том, что сюжетно – ролевая игра, во-первых – представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений, создание условий для психического развития и «взросления», подготовке ребенка к будущей жизни; во-вторых – имеет мощный потенциал в воспитании и развитии с возможностью формирования детской личности и становления индивидуальных особенностей дошкольника; в-третьих – определяет существенную роль в формировании творческой деятельности и развитии творческого потенциала.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1988. – 460 с.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1996. №6. - с. 62-76.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника // Вопросы психологии, 1987. №1. – с. 52-67.
5. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. Воронеж., НПО «МОДЭК», 2005. – 304 с.
6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранное в 2-х томах. Том 1. М., Педагогика, 1983. – с. 303-323.
7. Люблинская А. А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание, 1968. № 7. – с. 40 -48.
8. Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1965.–с. 32-136.
9. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. // Воспитание детей в игре. М., Просвещение, 1979.– с. 5-19.
10. Новосёлова С. Л., Зворыгина Е. В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников // Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. М., Просвещение, 1989. – с. 95-102.
11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. / Под ред. М. И. Лисиной. М., Просвещение, 1974. – 207 с.
12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1969.
13. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект. Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., Педагогика, 1987. – 192 с.
14. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание, 2005. №4.
15. Усова А. П. Воспитание общественных качеств ребёнка в игре. Психология и педагогика игры дошкольника. М., Просвещение, 1966. – с. 38-48.
16. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Просвещение, 1978. – 304 с.
17. Эльконин Д. Б. Детская психология М., Академия, 2007. – 384 с.