Людмила Тихонова
Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста
На мой взгляд, в данный момент тема развития речи является весьма актуальной, по причине того, что в последнее время в дошкольные организации приходят дети, у которых речь не активна, или мало активна, и педагогам необходимо помочь активизировать речь ребенка. Ведь речь, играет важнейшую роль в жизни человека: она служит средством общения между людьми. Речь ребенка проходит несколько этапов развития : первый этап – подражание, второй – усвоение и третий этап: совершенствование речи, когда ребенок к уже полученным знакомым словам добавляет новые грамматические структуры. Итак, первые люди, с которыми общается ребенок это родители, и они должны понимать, что их речь должна быть правильной. Многие родители искажают слова перводя на детский лепет, что приводит к тому что ребенок неправильно воспринимает речь или же родители перегружают малышей с раннего детства заучиванием длинных стихов, что впоследствии может привести к тому, что придя в сад ребенку будет не интересно заучивать стихи, потешки, пестушки. Так как, в первую очередь мы педагоги применяем разучивание пестушек, потешек, коротких стихов, естественно совместно с этим так же проводятся обязательные педагогические мероприятия по развитию речи два раза в неделю (конкретно у меня
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитанники среднего дошкольного возраста). Ребенок, которого перегрузили избытком литературы, в дальнейшем не захочет ее воспринимать, поэтому все должно быть в меру. Но, не смотря на это, мне кажется, что наиболее интересный метод для детей всех возрастов – это чтение художественной литературы. При выборе произведения для чтения, педагог должен основываться не только на программных произведениях, но и выбирать те произведения, которые интересны детям. Вместе с чтением художественной литературы, педагог может провести интеграцию с другими областями, такими как художественно – эстетическое развитие (изо) : можно вместе с ребенком выбрать понравившегося персонажа или даже сюжет произведения и изобразить его: сидя рядом с ребенком необходимо вести с ним диалог: а почему именно этого персонажа ты выбрал, чем он тебе понравился. Ребенок, конечно же, расскажет все свои впечатления о выбранном герое, о его отношении к нему: этот герой хорошо тем, что помогает слабым или тем, что дарит радость, наводящими вопросами можно помочь ребенку выразить все свои эмоции. Далее можно интегрировать чтение с театрализованной деятельностью: после прочтения какого-нибудь произведения его можно инсценировать: здесь можно занять не только одного ребенка, но и подгруппу, после выбора произведения для инсценирования, дети распределяют роли между собой, кому какой персонаж наиболее интересен. Ещё возможно подключить этюды для развития пластики и воображения детей, «покажи героя» : ребенок ведущий выбирает любимого персонажа и без слов «описывает» его, остальные должны угадать персонажа. После того, как отгадали персонажа, для развития речевой функции, необходимо спросить у ребенка почему именно этот персонаж привлек его внимание, чем он ему понравился, такими наводящими вопросами, мы подводим ребенка к составлению небольшого описательного рассказа. Таким образом, художественное слово может интегрировать с разными областями, используя любую детскую литературу (сказки, стихи, потешки) можно развить речь ребенка, активизировать не только пассивный словарь, но и
активный. Необходимо помочь ребенку высказать свою мысль, поддержать интерес к сказкам, узнать у ребенка, почему именно определенные персонажи вызывают у него эмоциональный отклик, даже если выбранный ребенком герой отрицательный. С помощью таких наводящих вопросов, мы можем помочь ребенку раскрыть весь свой словарный запас. Таким образом, на мой взгляд, художественное слово – один из самых эффективных методов развития речи ребенка.