Валентина Федяинова
Влияние двигательной активности на снижение заболеваемости детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние двигательной активности на снижение заболеваемости детей
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма ребенка, большое влияние оказывает двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Все мы слышали такое высказывание: «Движение - это жизнь». С этим утверждением сложно поспорить, ведь от того, насколько активен ребёнок, зависит и состояние его здоровья.
Публикация «Влияние двигательной активности на снижение заболеваемости детей» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни. У них более спокойное поведение на занятиях, однако, это не следует расценивать положительно. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.
К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно - сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям, причиной является то, что после большой физической нагрузки, усиливается теплоотдача тела, а затем если не сменить нижнее бельё наступает переохлаждение организма. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью.
Установлено, что систематические физические упражнения благоприятно отражаются на настроении, улучшают сон и повышают работоспособность.
В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956, А. В. Запорожца (1967, Ж. Пиаже (1956, Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста.
Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте, улучшает психическое развитие ребенка.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются различные организованные формы двигательной деятельности (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки и др.) которые дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия я включаю: физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития; лечебно-оздоровительные игры.
Систематически провожу работу по профилактике травматизма (соблюдение правил поведения в игре, правильное приземление на полусогнутые ноги во время прыжков, соблюдение дистанции при выполнении упражнений с предметами). Двигательные нагрузки на занятии строго дозированы по частоте сердечных сокращений, после интенсивных или длительных движений (например, комплекса общеразвивающих упражнений) предусматриваются паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию. Две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, циклического характера, поскольку именно они тренируют сердечно - сосудистую систему.
При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме ребёнка. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры и двигательной активности на укрепление здоровья и снижения заболеваемости детей.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения.
Физические упражнения и двигательная активность способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний. Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.
Умеренная двигательная активность вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении» Арабский врач средневековья, Ибн Сина.
Будьте здоровы!
Литература:
1. Рунова М. А. "Двигательная активность ребёнка в детском саду". М. :Просвещение,2000г.
2. Журнал "Инструктор по физической культуре" №6, 2015г.