Лариса Ларина
Влияние богатства русского языка на воспитание ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения к языку своего народа, овладению этим языком. Успехи развития ребенка в языке за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны.
Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, стихи – он не только слышит, но и повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном ему содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Но наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органично вплетены в живой разговорный язык. В семье обычно так оно и происходит. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.
Публикация «Влияние богатства русского языка на воспитание ребенка» размещена в разделах
Педагогам необходимо так же заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким.
Русский язык ни с чем несравним по образности, поэтичности, точности. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки оказывают огромное влияние на язык ребенка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает их гармонию слов.
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. В народном языке эти выражения насыщены определенным содержанием.
Употребление тех или иных выражений естественно в языке взрослых; сказанные при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Нужно только всемерно остерегаться искусственности, что неизбежно произойдет, если употреблять их нарочито, лишь для придания речи «красивости». Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.
От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями, или и того хуже, заучивали их. Мы должны уже быть довольны, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой нам за труды.
Забота о чистоте родного языка тесно связана с тем, как мы говорим сами, взрослые, насколько заботимся о том, чтобы наш язык, наша речь давали детям богатую пищу.
Одним из интереснейших вопросов в связи с рассмотрением народности языка является наличие в русском разговорном языке разнообразие говоров, произношений, интонаций. В языке эти особенности неизбежны в силу того, что он учится говорить так, как говорят окружающие его взрослые. При общении с детьми в условиях образовательного учреждения должна быть проделана тщательная работа: из языка детей следует устранить местные слова и выражения, многие из которых не входят в обиход литературного языка, следить за правильной расстановкой ударений в словах, в которых тоже сказываются особенности местного говора. Легко представить, как усложнится для ребенка задача овладения литературным языком, если эти особенности закрепятся в ранние годы его жизни.
Народный язык не знает словесного штампа, трафарета, поэтому главным является освобождение речи взрослого от трафарета и придание ему той живости, свежести, которая связана с его подлинной народностью.