Лариса Вартанян
Владение методиками активного социально-психологического обучения. Аналитическая справка
▼ Скачать + Заказать документы
Владение методиками активного социально-психологического обучения.
Активное социально-психологическое обучение — психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения работников, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у представителей профессий, работающих с людьми, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности организации. В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных методических блока :
Публикация «Владение методиками активного социально-психологического обучения, Аналитическая справка» размещена в разделах
а) дискуссионные методы
(различные варианты «мозгового штурма» : групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т. п.);
б) игровые методы
(деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.);
в) социально-психологические тренинги
(коммуникативные — постановка поведенческих навыков; сенситивные — тренировка межличностной чувствительности; тренинги личностного роста — преодоление личностных комплексов и барьеров в общении.)
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности, они являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
Осуществляя профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, и социального благополучия детей, в своей работе я использую наиболее эффективные и легко используемые методики социально – психологического обучения.
1. Социально - адаптационные методики. Они проводятся во время адаптационного периода, когда дошкольники только начинают посещать детский сад. Методики проводятся не только для психологического комфорта детей вновь прибывших, но и для того, чтобы ребенок начал осознавать, что он теперь часть целого коллектива.
Игры «Мой малыш», «Маленькая детка», «Баю –баю», «Куколка Катюша», «Флажки», «Зонтик», «Ладушки», «Солнечные зайчики», «Попрыгушки».
Игры направлены на создание обстановки психологического комфорта в группе; сохранение психологического здоровья детей; осознание ребенком своего «Я»; развитие положительных представлений о своем внешнем мире; доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе. Эти методики несут тепло и доверие к педагогам и окружающему коллективу детей.
2. Тренинги.
«Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок
Основные задачи тренингов для дошкольников:
-развитие навыков социального поведения;
-развитие самостоятельности;
-формирование хороших отношений со сверстниками;
-развитие способности сопереживать и т. д.
3. Развивающие методики в возрастных группах направлены на развитие тех деятельностей, которые наиболее оптимально подходят возрасту.
Современный мир стремительно развивается, и чтобы дети были готовы принять его создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей с первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко.
4. Сказкотерапия -для дошкольников современное средство, широко используемое для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями из сказок позволяет добиться уникальных результатов в области развития и воспитания детей. Используя сказкотерапию я помогаю детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений.
5. Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
6. Игровые методики - раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Игры по методике Никитина предполагают совместную игру детей вместе с педагогом. Игры созданные Никитиным имеют большой потенциал, т. е. каждую игру можно расширить, например: добавить новые задания или усовершенствовать её, исходя из своих интересов и своего уровня.
Каждая игра разработанная Никитиным представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью пособий ("Сложи узор", "Собери квадрат", "Дроби", кубики "Хамелеон", "Уникуб", "Кубики для всех"). Задачи расположены в порядке возрастания сложности, представлены в широком диапазоне трудности - от доступных 2-3х летнему малышу до непосильных среднему взрослому, в этом одно из основных свойств игр Никитина
Игры Воскобовича подходят для детей различного возраста. Один и тот же набор часто дает огромные возможности для трехлетних малышей и школьников. Дошколята могут выполнить несколько несложных действий, а дети постарше решают сложные многоступенчатые задачи. Каждая игра отличается многофункциональностью. С ее помощью ребенок развивается сразу «по всем фронтам» : тренирует логическое мышление, мелкую моторику, внимание и память, а также узнает цифры и буквы, развивает воображение.
Пособие Блоки Дьенеша, специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.
Методика развивающих счетных палочек Кюизенера
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.