Получи документы

Включение дидактических игр-головоломок в образовательную среду как средство развития одаренности дошкольников

Ольга Солдатова
Включение дидактических игр-головоломок в образовательную среду как средство развития одаренности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Абрамовский детский сад №32», воспитатель

В статье рассматривается влияние образовательной среды на детей дошкольного возраста, описывается опыт работы включения игр-головоломок в образовательную среду, акцентируется внимание на требованиях к образовательной среде в ходе их использования с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: одаренность, образовательная среда, головоломка, прогнозирование, мышление, интеллект.

Публикация «Включение дидактических игр-головоломок в образовательную среду как средство развития одаренности дошкольников» размещена в разделах

The article examines the influence of the educational environment on preschool children, describes the experience of including puzzle games in the educational environment, focuses on the requirements for the educational environment during their use with older preschool children.

Keywords : giftedness, educational environment, puzzle, forecasting, thinking, intelligence.

На сегодняшний день наблюдается рост интереса к изучению влияния образовательной среды на детей, не зависимо от их периода развития. Образовательная среда стала рассматриваться не только как система условий и влияний, которая формирует личность ребенка, но и как комплекс возможностей их развития.

Анализ современных подходов к изучению и проектированию образовательной среды показал, что ученые-педагоги имеют в виду определенную среду образовательной организации (школа, детский сад, так как она составляет совокупность материальных и предметно-пространственных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений.

Современные преобразования в обществе диктуют необходимость развития нестандартных, творческих, интеллектуально мыслящих детей, которые будут обладать способностью эффективно мыслить и решать разнообразные жизненные ситуации. Большое внимание уделяется поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.

Отталкиваясь от государственного заказа в образовании можно констатировать, что перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития одаренности у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

Положительный результат образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс. Восприятие дошкольником среды осуществляется в результате постоянного взаимодействия с ней. При этом среда может выступать как источником информации, которая предсказывает возможные альтернативные способы действия и в тоже время является «ареной» осуществления действий. Все компоненты образовательной среды дошкольной организации выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одним из эффективных средств развития одаренности, среди других методов и приемов, которые используются в работе с дошкольниками, является дидактическая игра-головоломка. Они были включены в образовательную деятельность и образовательную среду группы.

Головоломкой считается задача или загадка, для решения которой требуется проявление сообразительности и знаний в области, с которой связана головоломка. Расцвет головоломок в истории наблюдался в конце IX века. Первым собранием головоломок и логических задач в Европе стала книга «Задачи для развития молодого ума» Алкуина. Так же головоломки были включены в научные труды итальянцев Фибоначчи (XIII век) и Тартальи (XVI век).

В современном мире индустрия головоломок развивается быстрыми темпами. Возник даже отдельный вид спорта - Пазлспорт - соревнование на скоростное решение головоломок.

Исследователи Ю. П. Вавилов, О. С. Газман, Н. Я. Михайленко и т. д. установили, что эти игры-головоломки являются эффективным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Ю. П. Вавилова, они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе [1, с. 121].

Г. А. Урунтаева утверждает, что в дошкольном детстве ребенку необходимо решать весьма сложные и разнообразные задачи, при которых требуется выделение и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями [3, с. 89]. В игре, рисовании, конструировании, когда ребенок выполняет учебные и трудовые задания он не просто пользуется заученными действиями, но постоянно преобразует их, каждый раз получая новые результаты.

Участие дошкольников в дидактических играх - головоломках развивает самоутверждение, настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. С помощью таких игровых действий совершенствуется мышление, в том числе действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

В своей работе О. С. Газман отмечает, что дидактическая игра – головоломка имеет существенный признак – четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты. Они основываются в понятном для ребенка виде и проявляются в учебно – познавательной направленности обучающей деятельности [2, с. 42].

Следовательно, применяя дидактические игры-головоломки необходимо помнить, что она имеет свою логику проведения, которая отличается от других заданий. Она разворачивается только в условной, воображаемой ситуации, где дошкольнику нужно выполнить определенные действия для решения игровых задач. Правильное использование дидактических игр - головоломок формирует у детей усидчивость, учить их сдерживать свои чувства и желания, следовать правилам. В них дошкольнику требуется проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в реализации задуманного, уметь ставить цель и добиваться ее решения.

Игра-головоломка способствует развитию умения самоорганизации, следовать правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, формулировать оценочные суждения, контролировать себя.

Рассмотрев педагогические труды о роли дидактической роли игры – головоломки, мы можем сделать вывод, что их использование в качестве одного из самых продуктивных средств обучения дает нам возможность, во-первых, сделать процесс обучения детей дошкольного возраста веселым, радостным, без принуждения.

Во-вторых, она способствуют организации деятельности ребенка, обогащают его новыми знаниями, активизируют мыслительную деятельность, внимание, и, самое главное, стимулирует речь.

В-третьих, головоломку можно использовать в различных вариантах (можно воспользоваться частью игры, обновляя при этом речевой материал и добавляя в нее дидактический материал по развитию логического мышления разноуровневого характера (В. П. Петрунек, В. Д. Пономарев, Л. Н. Таран и др.). И в - четвертых, применяя дидактическую игру - головоломку педагог наиболее быстрее достигать поставленные ранее обучающие задачи занятия.

Создано множество головоломок различного вида и они не имеют определенной общепринятой классификации, поэтому мы разделим их условно, но это поможет ориентироваться в мире игр - головоломок.

1. Устные головоломки, это те, где условие передается в устной речи и не требует привлечения дополнительных предметов. Сюда входят: загадки, шарады, парадоксы, игры данетки.

2. Головоломки с предметами. В таких головоломках активно используют обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

3. Механические головоломки. Это такой вид головоломок, были изготовлены специально. К ним относятся различные проволочные головоломки, головоломки наподобие Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.

4. Печатные головоломки. Для решения таких головоломок требуется использовать бумагу и карандаш. Они могут быть в печатном или нарисованном виде. К таким головоломкам относятся различные кроссворды, ребусы, японские кроссворды, различные геометрические и математические головоломки.

5. Компьютерные головоломки. Прежде всего туда вошли устные и печатные головоломки, а потом стали активно создаваться программы-головоломки: флеш-головоломки, он-лайн головоломки, пасьянсы и другие.

К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б. П. Никитина «Сложи узор», блоки Дьенеша и игры-головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино).

Указанный материал можно использовать как в планировании совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми в ДОО, так и дома.

С детьми старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Абрамовский детский сад №32» были подобраны и проведены занятия по развитию одаренности средствами дидактических игр-головоломок.

В содержании занятий все дидактические игры-головоломки были распределены по блокам, которые способствовали

- развитию мыслительных процессов: сравнение, обобщение, группирование, классификация.

- развитию словетно-логического мышления (Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера).

Процесс развития одаренности является целенаправленной организованной деятельностью детей, при которой соблюдаются следующие требования:

- непосредственный контакт воспитателя с детьми;

- усвоение нового материала в игровой форме;

- формирование обратной связи, активное межличностное общение между участниками педагогического процесса, т. е. субъект-субъектные отношения.

Чтобы игры - головоломки были интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста, а задания позволяли стимулировать умственную активность каждого ребёнка, организация игр-головоломок основана на организационных требованиях:

- дифференцированный подход по представлению игрового материала, с основу игр входил разный уровень сложности;

- комплексность и вариативность игровых заданий - с использованием одного и того же игрового материала возможно проведение нескольких вариантов игр;

- создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме).

Игры проводились 1 раз в неделю по 20-30 минут со всеми детьми или с подгруппой. Они содержали типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребенку, приходящему в детский сад.

Система игр включала в себя :

1. Игры для развития мыслительных процессов: логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, Пифагор

2. Игры для систематизации и классификации предметов: «Разложи фигуры по полочкам», «Бусы для куклы Наташи», «Заселим домик», «Продолжи дорожку».

3. Самостоятельная игра с развивающим материалом.

4. Игры на формирование представление о математических понятиях и закреплении знаний о геометрических фигурах.

В свободное время было уделено иного времени организации игр. Все игры – головоломки были условно разделены по отрезкам времени, связанным с режимом дня в детском саду. Например, в ситуациях «ожидания» между режимными моментами, в паузах после игр или большой физической нагрузки использовались игры «Умные минутки». Они проводились со всеми детьми, с любым уровнем речевого и интеллектуального развития.

В утренние и вечерние отрезки времени организовывались игры для индивидуальной работы с детьми, имеющими низкие показатели развития. Проводились общие сюжетно-ролевые игры, инсценирования стихов с математическим содержанием.

Основными показателями интеллектуального развития ребёнка служат показатели развития процессов сравнения, обобщения, группирования, классификации. Дети, которые испытывают затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании, как правило, отстают в сенсорном развитии. Поэтому игры – головоломкам для сенсорного развития отводилось большое место при работе с такими детьми, что обычно дает хороший результат.

Таким образом, в ходе работы мы старались принимать во внимание интересы каждого ребёнка в группе, пытались создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития одаренности или определенных его критериев.

Этим были обусловлены требования к образовательной среде в группе :

- Наличие игр с разнообразным содержанием – чтобы детям было предоставлено право выбора;

- Наличие игр, которые направлены на опережение в развитии;

- Соблюдение принципа новизны – среда должна периодически обновляться и изменяться, поскольку дети любят все новое;

- Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

В ходе работы были изготовлены такие персонажи как Палочкин-Считалочкин, Гном Тик-Так, Винни-Пух, Кубарик, необычные картинки, удивительно напоминающих недавно изученные цифры, Коробки-Щупалки, сундука с сокровищами пиратов, письмо от персонажей занятий Пина и Гвина, которые давали задания детям с очередной геометрической головоломкой и т. д.

Таким образом, по итогам работы отмечено, что организацию педагогической работы по развитию одаренности старших дошкольников можно считать эффективной, поскольку были широко использованы возможности игры-головоломки. С их помощью удалось организовать сложный процесс развития одаренности в форме, которая интересна для детей, сделать умственную деятельность увлекательной и занимательной, что помогло в ходе игры решить даже такие задачи, которые кажутся дошкольнику невыполнимыми в других условиях.

В результате наблюдения за детьми было отмечено, что они стали быстрее и правильно решать поставленные задачи в образовательной деятельности, формировались представление о многих математических понятиях, научились сравнивать и описывать предметы, закрепились знания о геометрических фигурах, научились работать по образцу (схеме, путем накладывания блоков на изображение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных / Ю. П. Вавилов. - Ярославль: Академия Холдинг, 2019. - 111 с.

2. Газман О. С. О понятии детской игры: Сб. Игра в педагогическом процессе / О. С. Газман. - Новосибирск, 2018. - 123 с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр Академия. – 2011. - 336с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников»Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников» Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Включение дидактических игр-головоломок в образовательную среду как средство развития одаренности дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 20:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Включение дидактических игр-головоломок в образовательную среду как средство развития одаренности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Солдатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД