Сердюкова Татьяна Васильевна
Фотоотчет «Мир головоломок для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Одним из средств развития логического мышления является головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Публикация «Фотоотчет „Мир головоломок для дошкольников“» размещена в разделах
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.
Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Головоломка - загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности.
Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.
Дети очень активны в восприятии головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
На первых этапах обучения детей решению задач головоломок педагоги не оставляют их один на один с новой задачей, так как необходимо понять, в чем дети испытывают трудности, и помочь им. Там, где дети могут справиться сами, надо позволить им получить удовольствие от самостоятельно найденного решения.
В ходе знакомства ребят с головоломками, педагоги предлагают вначале детям рассмотреть её. Дети узнают название игры, рассматривают внешний вид фигур, определяют, на что они похожи. Затем педагог предлагает подумать, как можно решить головоломку. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог на примере одной показывает, как нужно решать головоломку.
От решения головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) воспитанники переходят к самостоятельным действиям.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
От наглядно-действенного мышления в раннем возрасте, когда дети уже способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами идет развитие образного мышления и увеличение объема памяти в среднем возрасте. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: развитием образного мышления и воображения, памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте образное мышление продолжает совершенствоваться, складываются элементы логического мышления.
Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Неподдельный интерес к играм-головоломкам в нашей группе, проявили дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Они уже умеют использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Этому поспособствовал и ранее накопленный ими опыт.
В старшем дошкольном возрасте стремительным темпом идет накопление знаний, улучшаются познавательные процессы, систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление.
Дети старшего дошкольного возраста умеют не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Сложной и интересной для них задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры
Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.