Некрасова Екатерина Васильевна
Виртуальная экскурсия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Музей города Когалым»
Виртуальная экскурсия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «музей города Когалым».
Цель: Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного округа.
Задачи:
Образовательная: Знакомить детей с коренными народами города, с их промыслами, с особенностями демографического строя города.
Публикация «Виртуальная экскурсия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Музей города Когалым“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Развивающая : Обогащать знания детей о истории родного города.
Воспитательная: Воспитывать любовь к малой Родине.
Виды детской деятельности:
Познавательно–исследовательская деятельность (дети изучают представленный фото материал, закрепляют знания).
Игровая деятельность (присутствует в ходе НОД).
Коммуникативная деятельность (педагог задает вопросы в ходе занятия, дети описывают свои впечатления).
Двигательная деятельность (разминка для глаз «Прогулка в лесу»).
Изобразительная деятельность (отображение впечатлений в рисунке после НОД).
Методические приемы реализации содержания занятия:
Словесный метод: рассказ воспитателя на темы занятия, беседа.
Наглядный метод: рассматривание фотографий
Практические: дидактические игры «Народные костюмы» и/или «Кто не живет в тайге?»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: стихи о Югре, сказки народов севера («Береста, брусника и уголек» — хантыйская сказка)
Беседа на тему «Коренные жители нашего округа»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в тайгу»
Прослушивание музыкальных произведений: музыка народов Севера.
Материалы и оборудование:
Раздаточный: медаль «Юный краевед» по количеству детей.
Демонстрационный: презентация «Краеведческий музей в городе Когалым»
Ход занятия:
I часть. Организационно-мотивационный этап:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я получила письмо, давайте я прочту его вам?
Дети: Давайте!
Воспитатель: читает письмо.
«Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем этот стих?
Дети: О Югре.
Воспитатель: Верно! Что же автор хотел сказать этим стихотворением?
Дети: Автор хотел рассказать о природе Югры.
Воспитатель: Верно! Я считаю, что Югра и город Когалым- наша малая Родина, вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, в письме еще кое-что написано:
«Здравствуйте ребята, мы, работники Музейно-выставочного центра города Когалыма хотим пригласить вас на экскурсию! Будем очень рады познакомить вас с нашей малой Родиной- Югрой и историей Когалыма!»
Воспитатель: Как здорово, ребята! Давайте посетим прямо сейчас музей! Для этого, посмотрим на экран.
II часть. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрим на экран.
1 слайд: На фото мы с вами видим вход в Музейно-выставочный центр в нашем городе Когалым. Вы знаете, где он находится?
Дети: Да! Он находится недалеко от Ледового Дворца в высоких новых домах.
Воспитатель: Молодцы ребята! Музейно-выставочный центр находится на улице Дружбы Народов.
2 слайд: При входе в музей мы с вами видим большие ветвистые «деревья» на которых находится много интересных предметов, давайте подойдем ближе.
3 слайд: На «ветках» наших деревьев есть множество красивых золоченых самоваров, расписные и вышитые платки, ленточки, которые хантейские девушки раньше вешали на ветки деревьев «на счастье». Тут же мы с вами видим хантейские детские игрушки, предметы ремесла и охоты хантов.
4 слайд: Пройдем немного дальше и увидим множество разных животных и птиц, живущих в нашем округе. Давайте перечислим знакомых нам обитателей леса: тут и бурый медведь, северный олень, лисы, серые зайчата, волки, рысь с кисточками на ушках, барсук и песец, росомаха с длинными и острыми коготками и многие другие звери.
5 слайд: Посмотрим на птиц: тут нас встречает белая куропатка, глухарь, перепел, рябчик и тетерев, белая и болотная совы, мохноногий сыч, и синичка.
6 слайд: Обернувшись, мы увидим хантейскую юрту, накрытую теплым мехом, рядом глиняная печка, а внутри костер и собранные ягоды. Тут же висят и детские саночки, и орудия для ловли рыбы.
7 слайд: Посмотрите, тут у нас красочные зимние наряды. Тут и шитый мехом мужской наряд с красивой вышивкой, и теплая женская шуба, а рядом, взгляните, тепло одетый малыш в больших меховых валенках. А тут, немного правее мы видим красивейшую вышивку; снежинки, оленьи рога и другие солярные символы- очень любят ханты.
Дети: Я тоже видел на улице как-то женщину, одетую в шубу с такой вышивкой!
Воспитатель: Конечно, ханты и сейчас очень чтят свою культуру, и не забывают про красочные узоры!
8 слайд: Посмотрите, здесь у нас большая лодка! На таких лодках ханты плыли по рекам, добираясь до непроходимых участков леса! Взгляните, какой интересный у лодки внешний вид! А какой же красивый флаг!
9 слайд: Здесь мы видим большие сани, а на них разные предметы труда, разные бочки, корыто, в котором хозяйки мыли посуду, и красивы золоченые блюда. Всем этим пользовались ханты до того, как тут начали появляться города.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем. Расслабитесь, облокотитесь на спинку стула.
Гимнастика для глаз:
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх
Вот грибок растет на пне, смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз
Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки. смотрят влево
Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.
10 слайд: Заглянем в дом хантейской семьи, он целиком из дерева. Внутри много меха, чтоб было тепло спать во вьюгу, разная посуда из бересты и дерева, вышитые наряды.
11 слайд: Обернемся, и увидим в другом углу дома маленькую люльку для младенцев, которая закреплена так, чтобы удобнее ее было качать. Тут у нас и полочки с посудой, и меха, которыми застилали постель, когда было холодно.
12 слайд: Смотрите! Что же тут у нас? Это поезд. На нем когда-то ваши прабабушки и прадедушки приехали сюда, чтобы строить нефтяные месторождения, дома, школы и детские сады.
13 слайд: А вот и палатка, в которых жили храбрецы, первые прибывшие в нашу тайгу, чтоб создать здесь красивый город Когалым. С собой они брали в дорогу не только предметы первой необходимости, но и фото своих жен и детей, видеокамеры и фотоаппараты.
14 слайд: Заглянем вовнутрь. Тут проводили свои вечера люди, которые первыми прибыли в таежные леса из далека. Они знакомились с культурой хантов, проводили исследования. Позже из палаток они переехали в одноэтажные строения, стоящие прямиком посреди леса. Со временем все больше людей стало приезжать на север, чтоб вместе, дружно, строить новый город.
15 слайд: Пройдем чуть дальше и увидим кое-что хорошо всем нам знакомое. Узнаете герб нашего округа?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, тут у нас различные приспособления, трубы и вентили, которые ваши папы видят каждый день на работе. А вдалеке у нас стоит работник в настоящей форме нефтяника, на нем и куртка, и каска, защищающая голову. А рядом, посмотрите: форма строителя и полицейского, в которой работали, может быть, ваши прадедушки.
16 слайд: Чудесные капельки нефти! Такую красивую композицию для нашего музея сделали умелые мастера из стекла, очень красиво, неправда ли?
А тут, недалеко, мы видим настоящее дерево из разных труб, больших и маленьких, вертели, штанги и циферблаты, которые можно встретить на настоящем месторождении, где наши папы и дедушки, трудолюбиво добывают нефть, из которой делают множество разных вещей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из нефти?
Дети: бензин!
Воспитатель: Верно! А еще из нефти делают пластик, из которого изготовлены ваши игрушки, ткань, целлофан для хозяйственных пакетов, краски, косметику, резину и даже духи и пластилин, и многое другое! Как много всего можно сделать из нефти!
Дидактическая игра «Народные костюмы»
Цель: Закреплять представление детей о народном костюме хантейского народа.
Ход игры: Детям необходимо выбрать из предложенных фото то, на котором изображены хантейские народные костюмы.
Дидактическая игра «Кто не живет в тайге?»
Цель: Закреплять знания детей о животных, обитающих в таежной местности.
Ход игры: Детям необходимо выбрать тех животных, которые не обитают в таежной местности.
III часть. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подошла к концу наша экскурсия! Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вы узнали нового?
Дети: Желающие отвечают на вопрос.
Воспитатель: Отлично, ребята! Теперь вы, зная столько нового и интересного можете считаться настоящими знатоками истории нашего города Когалым!
Воспитатель: Ребята, специально для вас, мы с сотрудниками музея приготовили медальки «Юный краевед»!
Воспитатель помогает детям закрепить медали, предлагает отобразить свои впечатления в рисунке во время свободной деятельности.