Надежда Батищева
Викторина «Знатоки журавлиной Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнё мся:
«Здравствуйте, гости!» (Хором)
1. Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
2. Скоро в гости они соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются,
День-деньской от зари до зари!
Публикация «Викторина „Знатоки журавлиной Родины“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Журавль, журавлик
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
3. Журавли пролетают в небе высоком.
А мы наблюдаем за этим полетом.
Пусть летят! Пусть разносят надежду по свету!
Пусть несут вдохновенье и радость поэту.
Пусть земле, над которой они пролетят,
Журавли о любви и добре говорят!
Дети исполняют песню на мелодию «До свиданья, Москва, до свиданья» ?
Журавли, вы наверно не знаете,
Сколько песен сложили про вас,
Сколько вверх, когда вы пролетаете,
Смотрит нежных, задумчивых глаз.
Припев:
Журавли, журавли,
Птицы мира и добра.
Журавли, журавли,
Мы откроем свои вам сердца.
Из краев из болотных задебренных
Поднимаются вверх косяки.
Крики их протяжны и серебрены,
Крылья их так изящно гибки.
Припев:
Садятся.
Воспитатель :Сегодня мы собрались на игру - викторину «Знатоки Журавлиной родины». Участвовать в игре будет две команды: «Знайки»-капитан…. и «Почемучки» -капитан …. Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: ….
За каждый правильный ответ команды будут получать фишку.
А жюри будет внимательно следить, и подсчитывать очки. В конце игры мы сосчитаем ваши фишки и определим победителя.
Пусть каждый смело
Вступит в бой,
В азарт соревнования,
Успех придет не сам собой –
Помогут ваши знания.
Любое соревнование начинается с приветствия команд. Итак :
(команды по очереди читают приветствие)
1. Мы, команда «Знайки»,
Мы хотим всё знать,
Чтобы в первом классе
Пятёрки получать!
2. Мы пытливые умы.
Мы с вопросами на «ты».
«Почему?» - вопрос любимый
Помогает нам расти.
1. Знайки-умные ребята!
С любой задачей справятся!
И уверены вполне,
Что всем они понравятся!
2. Чтобы умными нам быть,
Нужно с книгами дружить!
Знают в группе все ребята,
Что у нас ума палата!
Итак, мы познакомились с командами, а сейчас вас ждут сложные, но интересные вопросы.
1 Конкурс «Разминка» (участвует вся команда)
Здесь вы должны показать свои знания о природе родного края, о заказнике «Журавлиная родина», о том кто здесь живет и что здесь растет. За одну минуту вы должны дать как можно больше ответов. Готовы? Тогда начинаем. Первыми будут отвечать «Знайки».
• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать птенца журавля? (журавленок)
• Когда клюква поспевает? (осенью)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Кабан – дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Чем питается бабочка? (нектаром)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Вопросы для команды «Почемучки»
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша лося? (лосенок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
Кто спит головою вниз? (летучая мышь)
2 Конкурс «Узнай птиц по голосу»( 6-7 человек от команды)
Прежде, чем мы приступим ко второму конкурсу, ответьте на вопрос : Какие птицы обитают в заказнике «Журавлиная родина»(ответы детей)Молодцы, вы правильно их перечислили, а сейчас проверим, сможете ли вы узнать птиц по голосу.
Сейчас ранняя весна и в лесу пока тихо, но совсем скоро лес наполнится птичьим гомоном. А ведь мы с вами немного волшебники? Закрываем глаза: «Раз, два, три – лес весенний, оживи!» (Звучит фонограмма «Голоса леса»).
А сейчас попробуйте догадаться, голос какой птицы вы услышите. Затем один человек от команды должен подойти к столу и поднять картинку с изображением соответствующей птицы.
3 Конкурс «Накорми птенцов»
Ребята, скажите, чем питается журавль? (ответы детей)
Следующий конкурс называется «Накорми птенцов» (участвует вся команда)
(на подносах лежат лягушата-оригами, дети по очереди переносят клювом –прищепкой по одной в обруч –гнездо на другом конце зала)
А сейчас –«Музыкальная пауза».
Ребята группы №4 исполнят танец журавлей. ?
4 Конкурс «Поэтический» (или домашнее задание)
Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину. Мы с вами много беседовали, читали рассказы и сказки, разучивали стихи, пословицы и поговорки. Следующий конкурс так и называется «Поэтический» или домашнее задание. Каждой команде было дано задание подготовить по стихотворению о журавлях. Давайте мы их сейчас послушаем (участвуют по 1 человеку от команды-см. приложение 1)
5 Конкурс «Правила поведения в природе» (участвует вся команда, отвечает ребенок первый поднявший руку, ситуации зачитываются поочередно каждой команде)
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неправильным поведением. Для того чтобы шумели леса в нашей «Журавлиной родине», пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Сейчас мы проверим,знаете ли вы эти правила. Я буду зачитывать небольшие рассказы, а ваша задача оценить поведение персонажей и ответить, как правильно поступить в той или иной ситуации.
1. Гуляла девочка в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Ведущий: Правильно ли девочки поступили?
(Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).
2. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
-А что ты сделал для своего ёжика?- спросил он у Коли.
-А я его отнёс в лес и выпустил на волю.
Вопрос: Кто из мальчиков поступил правильно?
(Коля,
3. Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки?
(Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.)
4. Ребята ходили в поход на лесное озеро. После привала у них остались пустые бутылки из под воды, целофановые пакеты, фантики, консервные банки. Коля сказал
-Давайте отнесем мусор в кусты, чтобы никто не поранился.
-Нет,- возразил Артем, – давайте закопаем в землю.
Как бы вы поступили с ними?
(взял бы с собой в город, чтобы выбросить в мусорный бак)
6 Конкурс «Конкурс капитанов»( «Нарисуй знак»)
Наше соревнование близится к своему завершению, в предыдущем конкурсе вы показали свои знания о поведении в природе. Мы в группе рисовали знаки, которые показывают, что можно и что нельзя делать в лесу, на поляне, на реке. Для проведения следующего конкурса я приглашаю выйти сюда капитанов команд. Конкурс для вас называется «Нарисуй знак».В конвертах лежат задания для вас, вы можете выбрать любой.
Капитаны выбирают любой из 5 конвертов в которых написано,что они должны нарисовать,ведущий зачитывает задание, капитаны подходят к мольбертам и рисуют природоохранный знак. (Приложение 2)
Пока наши капитаны заняты делом мы с вами ребята давайте немного подвигаемся и поиграем в журавлей.
Игра «Вот так»
Звучит аудиозапись веселой музыки с убыстряющимся темпом
Дети выполняют движения с ускорением по показу:
Он летит (машут руками) Вот так!
Он стоит (поднимают одну ногу) Вот так!
Он идет (шагают высоко поднимая ноги) Вот так!
Он клюет (кивают головой) Вот так!
Ждет обед (поглаживают рукой живот) Вот так!
Машет вслед (Машут рукой) Вот так!
Ночью спит (прикрывают голову рукой) Вот так!
Клювом щелкает (хлопают в ладоши) Вот так!
Ну что ж, пока капитаны работают я хочу проверить знания наших гостей.
Вопросы для гостей.
1. Назовите комнатное растение, которое имеет отношение к слову «журавль» (герань. Слово «журавль» происходит от латинского «geranios». Люди заметили, что плоды герани похожи по форме на клюв журавля)
2. Сколько видов журавлей существует в мире? (К семейству журавлиных относится – 14 видов)
3. Сколько лет живут журавли? (Длительность их жизни в природе не известна, но в неволе журавли живут долго : зарегистрированы случаи, когда журавль красавка прожил – 27 лет, сережчатый журавль – 36 лет, даурский – 45 лет, а стерх – 61 год. Но самым известным долгожителем оказался японский журавль – он умер в возрасте -87 лет)
4. Сколько яиц в кладке журавля? (обычно в кладке журавля 2 яйца, и только у красавок и венценосных журавлей изредка бывает три.)
5. Есть ли естественные враги у журавлей? (серьезных естественных врагов у журавлей нет. Однако кладки яиц и птенцы часто страдают от нападения лисиц, енотовидных собак, шакалов, крупных хищных птиц и даже ворон.)
Итак, наши капитаны закончили свою работу и жюри может подвести итоги сегодняшней игры. А мы пока посмотрим небольшую сценку по мотивам сказки «Лиса и журавль» в исполнении наших юных артистов. (Приложение3)
Ребята, вот и подошло к концу наше соревнование - викторина. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками «Журавлиной родины» и сейчас мы все узнаем которая из команд стала победителем. Слово жюри. (Вручение наград)
Ну что ж сегодня все вы были умницами, и победила дружба.
Приложение 1
Стихи для капитанов команд.
Журавли.
У болота в полдень тихий
Ивы нежно шелестят.
На пригорке журавлиха
Обучает журавлят.
Только слышно над лугами,
Где курлычат журавли :
«Раз, два, три!Толчок ногами!
Отрывайтесь от земли!»
Журавлихин голос тонок,
В нём и радость, в нём и грусть.
Самый младший журавлёнок
Говорит: «А я боюсь!»
На сынишку мать взглянула:
«До чего же он несмел!»
Клювом длинным подтолкнула
Журавлёнок полетел…
Расстояния большие!
Трудный путь для журавлят!
В первый раз в края чужие
Журавлята полетят.
А весной вы их найдёте
Там, где ивы шелестят,
У знакомого болота
С новой стайкой журавлят.
Сергей Баранов.
Журавушки
Над полями в небе синем
Журавли летят опять…
Хорошо и мне бы с ними
Хоть немного полетать!
Вот они летят над домом
Над просторами полей
Слышу в небе крик знакомый
Провожаю журавлей :
- До свиданья журавли!
Как вы лето провели?
Над полями в небе синем
Журавли летят на юг
Нет на юге стужи зимней
Ни морозов и не вьюг.
Я успел рукой махнуть
Закричал:
- Счастливый путь!
А когда уйдут туманы
И умчится снег с полей
Выйду, сяду на поляну
Буду ждать я журавлей
Все равно в наш край лесной
Прилетят они весной.
Елена Хоринская.
Приложение 2
Нарисуй знак.
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
Приложение3
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ.
Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: 3.
Действующие лица:
Лиса,
Журавль-дети.
Рассказчик-воспитатель.
Рассказчик
Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем.
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.
Лиса
Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.
Журавль
Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.
Лиса
Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.
Журавль
Буду вовремя, лиса!
Рассказчик
День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.
Журавль
Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.
Рассказчик
А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.
Журавль
Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.
Лиса
Угощайтесь, гость желанный!
Рассказчик
Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!
Лиса
Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.
Журавль
Что ж, спасибо и на этом.
Лиса
Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!
Рассказчик
Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.
Лиса
Тук-тук-тук!
Журавль
Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!
Рассказчик
Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!
Журавль
Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.
Лиса
Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!
Рассказчик
Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!