Юлия Гладкова
Викторина как средство развития познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать
Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Чтобы обучение и воспитание дошкольников способствовало становлению личности, необходимо развивать их познавательную потребность. Перед педагогом встает вопрос, как заинтересовать детей, используя их же интересы.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Из множества видов игр хочется отметить викторину.
Публикация «Викторина как средство развития познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некто Виктор Микулин, сотрудник журнала. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина».
Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний.
Викторины – развлечения также оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуальное развитие. так как пробуждают любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций.
Викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций. В викторине речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Так как викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений необходима предварительная подготовка детей в разных видах деятельности : НОД, в сравнительных, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо широко использовать в викторинах наглядный материал : картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, необходимо тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалок, сюрпризных моментов, вопросов. Очень хорошо использовать викторину как итог работы над темами, разделами программы.
В чем же заключается педагогический эффект от викторины?
Во-первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.
В-четвертых, в кругу викторины законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят: «В игре да в дороге познают людей». Викторина выявляет личностные качества играющего-ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, ребенок вынужден играть по правилам. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины.
В-пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
В-шестых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Ребенку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности значимости.
Работая иногда в качестве воспитателя уже много лет, я стремлюсь в своей работе использовать разнообразные методы и приемы, чтобы детям было интересно. А викторина для детей – это всегда интересно и увлекательно. И в процессе образовательной деятельности я заметила у детей интерес к этому виду игр.