Елена Сумакова
Сценарий викторины для старших дошкольников «Знатоки цветов»
▼ Скачать
Игра-викторина для старших дошкольников «Знатоки цветов»
Цель: совершенствовать представления детей о мире цветов.
Задачи:
- расширить кругозор детей новыми сведениями о цветах, окружающих нас;
- познакомить детей с новым способом рисования цветов;
- развивать наблюдательность, связную речь у детей, логическое мышление.
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, стремление замечать прекрасное в окружающей нас природе;
Публикация «Сценарий викторины для старших дошкольников „Знатоки цветов“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- воспитывать любовь к прекрасному, желание ухаживать за цветами.
Предварительная работа:
- наблюдения за комнатными цветами, цветами на клубах детского сада, на лугу вовремя экскурсии;
- посев и сбор семян однолетних цветов (бархатцев, посадка на клумбе участка, наблюдения и уход за ними);
- уход за комнатными растениями;
-отгадывание загадок о цветах, чтение интересных сведений о цветах.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, интерактивный стол, ноутбук.
Ход игры
I Организационный момент
Воспитатель. Цветы — это свободная красота в природе. (И. Кант). Разве можно сказать цветку что он некрасив? На протяжении веков цветам приписывали магическую и целебную силу. Более того, они прочно вошли в культуру, искусство и литературу. Мы с вами тоже немало знаем о цветах по художественным произведениям, наблюдениям, беседам. Давайте вспомним все то, что мы знаем, а также узнаем что-то новое о цветах. Я предлагаю провести небольшую познавательную игру- викторину «Знатоки цветов». Как вы правильно поняли, знатоки цветов это все вы – ребята. Из названия игры вы поняли, что говорить мы будем о цветах. Но у нас не проста игра, а игра-викторина. А что такое викторина? Викторина – это игра в ответы на вопросы по заданной теме. Вспомним правила викторины :
- не подсказывать, если вопрос задан команде соперников, за подсказку снимается фишка;
- если команда дает три неправильных ответа на вопрос, вопрос переходит к другой команде, но команда соперников может дать только один ответ на этот вопрос и заработать фишку за правильный ответ;
- за каждый правильный ответ – фишка.
(Педагог назначает капитанов команд, каждая команда придумывает себе название)
Воспитатель. Мы приветствуем две команды: команду «Пионы» и команду «Васильки»! Ну что готовы? Мы начинаем с разминки.
Слушайте внимательно загадки про цветы и попытаетесь их отгадать (педагог поочередно загадывает загадку каждой команде, за правильный ответ – фишка)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый;
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только – не звенят.
Синие бутончики – это (колокольчики)
Мы сплетем веночки летом,
Для Оксаны, Маши, Светы,.
Для Аленки, двух Наташек,.
Все веночки из (ромашек).
Пробивается росток
Удивительный цветок
Из-под снега вырастает
Солнце глянет – расцветает
(подснежник)
Посмотрите – у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка (роза)
На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко,
А ходить не может. (Кактус)
Рано-рано по утру.
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя. (Фиалка).
II Основная часть
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как называют цветы, которые растут в помещении – комнатные; которые растут в саду или на клумбах – садовые; а цветы, которые растут на лугу, на полях – полевые. Совершенно верно!
Воспитатель. Посмотрите на картинки, назовите знакомые вам садовые цветы (НА СЛАЙДАХ ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ)
Какие полевые цветы вы знаете? (НА СЛАЙДАХ ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ)
Какие комнатные цветы вы знаете? (НА СЛАЙДАХ ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ)
(если дети затрудняются, назвать то или иное растение, педагог подсказывает)
Воспитатель: Итак, повторим еще раз: по месту произрастания цветы бывают … (комнатные, садовые, полевые).
Воспитатель. Посмотрите на интерактивном столе перед вами изображения цветов, давайте попробуем собрать отдельно полевые и садовые цветы (каждая команда выполняет задание)
Воспитатель. Выполним гимнастику для глаз
Душистые цветы.
На горе мы видим дом, Поднять глаза вверх
Много зелени кругом, Круговые движение глазами
Вот деревья, вот кусты, Посмотреть влево - вправо
Вот - душистые цветы. Посмотреть вдаль
А скажите пожалуйста, кто знает, символом семьи какой является цветок в нашей стране? (ромашка) Когда награждают семьи у ромашки лепестки бывают только белые? (белые, синие, красные) а этот триколор, что символизирует в России – флаг России (если дети затрудняются ответить, то педагог рассказывает детям сам)
Воспитатель. Теперь послушайте последнюю загадку. Наверное, она для вас трудная, но интересная. Если не сможете отгадать, я вам помогу.
Я травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
Воспитатель: Сейчас устроим короткий «мозговой штурм». Чья команда быстрее отвечает, получает фишку. Будьте внимательны! Начали!
1. Какому цветку все народы во все времена отдавали свое предпочтение? (Розе).
2. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (Астра).
3. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, анютины глазки, василек, лилия, маргаритка).
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!
В некоторых странах определенные цветы стали национальным символом. В Японии – хризантема, в Белоруссии – василёк, в Китае – нарцисс, в Турции – тюльпан. А какой цветок – символ нашей страны России? (Ромашка).
Воспитатель. 8 июля, в нашей стране отмечался замечательный праздник - День семьи, любви и верности. В этот день люди дарят друг другу ромашки как символ семьи, любви и верности, поэтому ромашка стала национальным цветком нашей страны.
В начале нашей игры-викторины я говорила, что цветы прочно вошли в культуру, искусство и литературу. О культуре народов мы свами уже поговорили, про искусство чуть позднее, а сейчас про литературу.
1. Как называется произведение Валентина Катаева, где цветок исполнял желание девочки Жени? (Цветик-семицветик)
2. Как называется произведение Сергея Аксакова, где купец поехал в дальние страны за подарком своей младшей доченьки Настеньки? («Аленький цветочек»)
3. Какие цветы выращивали Кай и Герда в горшках на окне в произведении Г. Х. Андерсена «Снежная королева? (розы)
4. За какими цветами злая мачеха послала падчерицу в лес зимой в произведении С. Я. Маршка «Двенадцать месяцев» (за подснежниками)
III Заключительная часть
Воспитатель. Вот и подходит к концу наша викторина.
О чем мы с вами сегодня говорили? (о цветах, разгадывали загадки про цветы).
Что нового вы узнали и что вспомнили? (цветы бывают комнатные, садовые, полевые; у некоторых цветов человеческие имена, символы страны в цветах)
Воспитатель. Наша игра называлась «викторина». А кто запомнил, что такое викторина? (варианты ответов).
Викторина - это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Наша викторина была на тему : «Знатоки цветов» и говорили мы о цветах.
А сейчас я для вас подготовила последнее очень красивое задание, но перед ним сделаем пальчиковую гимнастику:
«Цветочек»
Цветочек на клумбе растет и цветет,
На солнышке греясь, гостей к себе ждёт. (1)
К нему прибежал покачаться жучок, (2)
Качает, качает его ветерок, (3)
Попить сладкий сок прилетел мотылек, (4)
Качает, качает его ветерок,
За медом к цветку прилетела пчела, (5)
Чуть-чуть покачалась и мед собрала. (6)
Но вот улетели пчела, мотылек,
Жучок убежал, и остался цветок.
На солнышке греясь, он будет стоять, (7)
А солнце зайдет – наш цветок будет спать. (8)
1. Рука локтем стоит на столе. Голова цветка (кисть руки) медленно поворачивается.
2. Пальцы другой руки бегут по столу; «жучок» заползает в «чашечку» (ладонь).
3. Рука – «цветочек» раскачивается, а рука – «жучок» сидит в «чашечке».
4. Перебираем в воздухе пальцами второй руки, кладем их в «чашечку».
5. Перебираем в воздухе пальцами второй руки, снова опускаем их в «чашечку».
6. «Цветок» покачивается. Вторая рука гладит ладошку руки-«цветка».
7. Медленно поворачиваем кисть руки вправо-влево.
8. Медленно складываем пальцы в шепоть: «цветочек закрылся».
Посмотрите, ребята, на этот необычный мольберт (педагог обращает внимание на двухсторонний стеклянный мольберт). А как, вы, думаете, что здесь изображено? (поляна). Давайте мы вместе ее украсим полевыми цветами.
Дети рисуют красками, каждый ребенок свой цветок, а потом делают отпечаток получившейся картины на белом листе бумаги. Во время рисования звучить запись песни «Полевые цветы» в исполнении Л. Сенчиной.
Воспитатель. Ребята, спасибо вам за участие в игре-викторине, за вашу активность, внимание, хорошие знания о цветах. Вы настоящие знатоки цветов! (Каждая команда считает фишки, поздравление победителей, награждение, фото с картиной всех участников).
Цветы – это прекрасные создания природы, они будто бы рождены для того, чтобы дарить радость. Сейчас цветы радуют в любую погоду и в любое время года. Когда смотришь на них, настроение улучшается, хочешь любоваться ими еще и еще.