Кравченко Елизавета Александровна
Виды внеурочной деятельности школьников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
В данной публикации я бы хотела осветить вопрос организации внеурочной деятельности детей с РАС, а так же поделиться вариантами организации данной деятельности в условиях школы-интерната.
Во многих городах существует практика внеурочных инклюзивных мероприятий для школьников с РАС, например, адаптированные показы в кинотеатрах, мастер-классы и выставки. В нашем городе школьники с РАС тоже посещают кинопоказы и мероприятия, но, к сожалению, данный вид досуга доступен далеко не всем детям. Однако, существуют форматы внеурочной деятельности, которые возможно реализовывать и в условиях школы. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Публикация «Виды внеурочной деятельности школьников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2023
Киноклуб. Данный формат внеурочной деятельности может решить сразу несколько задач:
-знакомство с различными мультипликационными и кинофильмами, познавательного, развивающего характера, а так же с классическими произведениями. Так как у большинства детей с РАС одним из самых развитых навыков является визуальное восприятие, передача информации именно через данный канал восприятия способствует лучшему её усвоению.
-возможность смоделировать в условиях школы ситуацию похода в кинотеатр, обучить детей поведению во время просмотра, снизить уровень тревожности возникающей в ситуации социального взаимодействия. (например, смоделировать ситуацию покупки билета, или предъявления билета контролёру)
-у более высокофункциональных обучающихся можно развивать способность различать персонажей, отвечать на вопросы по просмотренному сюжету (начинать лучше с коротких и доступных по смыслу)
-с помощью стола для песка с подсветкой и различных персонажей можно воспроизводить сюжеты фильмов и мультфильмов, а так же придумывать собственные. Большинство наших подопечных способны поддержать такое взаимодействие с педагогом, в то время как педагог помогает обучающемуся взаимодействовать и моделирует сюжеты.
При организации киноклуба важно учитывать специфику обучающихся, а именно, выбирать произведения небольшой продолжительности увеличивая время постепенно, выбирать фильмы и мультфильмы с небольшой частотой смены кадров, а так же следить за громкостью звуков.
Музейное дело. В период пандемии появилось и продолжает функционировать до сих пор большое количество интерактивных выставок. Онлайн можно познакомиться с различными коллекциями произведений искусства, осмотреть выставочные комплексы и даже выполнять различные задания. Целью данной программы будет является коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся посредством взаимодействия с произведениями искусства. С нейропсихологической точки зрения, произведения искусства являются системой, набором символов несущих смыслы. С этой же целью, например, детям читают сказки, те правила и нормы, которые ребенок не может усвоить стандартным способом, могут стать простыми и понятными, если доносить их через символический язык, язык метафоры. Так же, ученики могут самостоятельного изготавливать различные творческие поделки, с последующей организацией выставки.
Театральный кружок. Театральное искусство даёт нам большой простор для внеурочной деятельности. Театр теней, пальчиковый и кукольный театр, дают возможность развивать различные навыки (например, различение эмоций, мелко и крупномоторная имитация, способность следовать правилам и тренировка очередности). Большинство обучающихся с РАС имеют трудности с выражением эмоций, и различением их у себя и у окружающих. Театральное искусство обучает видеть эмоцию другого человека и учиться способности её воспроизводить, или, называть. Так же сейчас есть возможность знакомиться с различными театральными постановками для детей онлайн.
Все перечисленные виды внеурочной деятельности дают возможность смоделировать и прорепетировать ситуацию социального взаимодействия при походе в кино, театр или музей, а значит дают нам возможность чуть больше адаптировать их к социуму. С более высокофункциональными обучающимися можно изучать так называемые социальные истории, (небольшой иллюстрированный рассказ, который направлен на усвоение учеником норм и правил поведения, подходящих для конкретного места или ситуации).
Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность обучающихся с РАС может быть достаточно разнообразной, однако, она должна организовываться с учётом реальных возможностей обучающихся, их индивидуальных особенностей и решать поставленные педагогом задачи.