Ольга Черенкова
Виды наблюдений для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие "распознающее наблюдение".
Наблюдение это непосредственное восприятие какого-либо объекта или явления. Распознающее наблюдение - самое первое и основное для дошкольников. На его основе развиваются другие виды наблюдения. А появление новых видов наблюдения – это показатель развития деятельности наблюдения.
Цель в распознающем наблюдении – суметь ответить на задаваемые вопросы – кто это, что это, каково оно, каково его основные свойства, качества, проявления, взаимодействия с окружающим и т. д.
Публикация «Виды наблюдений для дошкольников» размещена в разделах
Распознающее наблюдение это весьма сложная познавательная деятельность, в которой неразделимы сенсорные процессы, мышление и речь. Но ведущая роль принадлежит сенсорным процессам.
Использовать это наблюдение лучше при ознакомлении с новыми для ребенка предметами и явлениями природы или перед предстоящей продуктивной деятельностью. Здесь очень важно устойчивое, произвольное внимание, сосредоточенность ребенка на объекте наблюдения. Важны исследовательские действия детей с применением различных видов восприятия, то есть ребенок может ощупать, осмотреть со всех сторон наблюдаемый объект, иногда даже задействовать слух, обоняние, и даже вкусовые анализаторы. Тогда ребенок и получает более полную информацию о наблюдаемом объекте или предмете.
Во время непосредственного восприятия решается основная задача – распознать, установить признаки и свойства. Распознающее наблюдение применяется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
2. Особенности проведения распознающих наблюдений с раздаточным материалом в ДОУ.
2.1. Структура распознающих наблюдений.
Наблюдение состоит из трех структурных компонентов, с различными функциями.
1. Начало наблюдения.
Задача первого этапа – мотивация детей. Для этого воспитатель может воспользоваться словесными и действенными приемами, которые вызовут интерес к предстоящему наблюдению : это призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают, использовать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблюдения : "Пойдемте со мной там что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Возникновение положительных эмоций и готовность слушать воспитателя - обеспечены. К тому же важно расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном для детей месте.
2. Основная часть.
Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.
Здесь нужно задать детям вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера. Если дети затрудняются с ответом педагог задает уточняющие, по-другому сформулированные вопросы, но не спешит ответить за детей. Важно похвалить за самостоятельный поиск информации, одобрение вызывает радость и воодушевит детей на продолжение наблюдений.
Можно использовать игровые, обследовательские, трудовые и поисковые действия, возможен показ образца действия, указания и разъяснения будут также к месту. Снимет напряжение кратковременная двигательная активность.
3. Завершение наблюдения.
Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть ярким, эмоциональным, чтобы детям в следующий раз самим захотелось наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Здесь воспитателю в помощь художественное слово - он может прочесть стихи, напеть песенку, загадать загадки, вспомнить пословицы и поговорки. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Так формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.
2.2. цель распознающих наблюдений.
Цель наблюдения - формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений). Наблюдение весьма эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Наблюдая ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
2.3. Особенности проведения распознающих наблюдений в разных возрастных группах.
Младшие группы. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание, прежде всего на его поведение: "Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?"
И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: "Чем покрыто тело? Какие ноги -- длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет?"
Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Можно погладить и определить, пушистая или гладкая шерсть у свинки. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам.
Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям, так малыши получают большую радость от общения с природой. В конце наблюдения можно спеть песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.
Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью.
Средняя группа Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это наблюдение с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки воспитателем познавательной задачи. Важно задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы. Нужно уделить внимание формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения, сравнению объектов по признакам различия и сходства.
В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать художественное слово. Можно предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. В ходе наблюдения они могут покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и т. д.
У детей формируются представления о наблюдаемом объекте, знания о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение.
Завершая наблюдение, с помощью вопросов выясняется, как дети усвоили знания. Вопросы должны быть интересны ребятам и вести к обобщению полученных знаний.
Результат наблюдения - практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы. В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой.
Старшая группа Наблюдение становится более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения. Знания, навыки и умения детей усложняются. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Устанавливаются связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: "Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать". Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы: когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше.
Широко применяют поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов.
Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная к школе группа Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель подбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: "животные", "растения", "живое", и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.
Наблюдение становится более самостоятельным. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.
С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.