Лариса Пятерникова
Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью "Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников".
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались рядом ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников» размещена в разделах
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом и выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.
Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
В соответствии с программными требованиями мы в группе систематически проводим занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, в индивидуальных беседах, а также на НОД.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих
рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин: также выделяют варианты творческого рассказывания, в зависимости от использования приема воспитателем. Рассмотрим некоторые:
• рассказы реалистического характера
«Как Миша варежку потерял», «Первый день Тани в детском саду», «Приезжайте в наш город» и т. д.
• рассказы на темы из личного опыта
«Как мы играли зимой на участке», «Моя любимая игрушка», «Моя семья» и т. д.
Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, мы заботимся о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для других детей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учим пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следим за грамматической стороной изложения.
В рассказывание из личного опыта удобно тем, что можно использовать в разные режимные моменты, а не только на занятиях, но и во время индивидуального общения с детьми.
• рассказы по аналогии
совместное составление рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме (вопросам 3-4) и подражание писателю-автору полюбившегося рассказа (аналогия по литературному образцу). Заимствуя замысел, ребенок самостоятельно разрабатывает сюжет своего рассказа, делает героями новых лиц. Выделяют сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).
Например:
Изменить сказку «Репка», создать новую ситуацию: как репка спасла деда (использование метода фантограммы, в сказке «Красная Шапочка» изменить действия девочки (пробежала, шла медленно, как черепаха, или в сказке «Колобок» поменять характер героя, колобок был добрым стал злым и т. д.
• Придумывание завершение рассказа (начало, продолжение, середину) (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.
• Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя
большая самостоятельность в развитии содержания; В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат.) отправилась. (на дачу, рыбалку, в лес и т. д.). Папа взял с собой., мама —. А я захватил с собой. Мы ехали на/в. (поезд, машина и др.). Там. (где) очень красиво. Рядом есть. (лес, озеро, река). Мы ходили в на. за. (Что было дальше). Домой мы вернулись. Мне очень поправилось на/в.
Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.
• Составление рассказа на предложенную тему (без плана, как усложнение выбор собственной темы
Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.
Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.
Для показа часто используем наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Дети учатся наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
• Сказки
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом дети пробуют придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами, сначала о животных так как это им наиболее близко, затем по картинам, и необычными способами от кружка, точки, треугольника и т. д. Так постепенно совершенствуется их словесное творчество. Например: «Рамки» - дети рисуют своих персонажей из кружочков, точек и придумывают с ними сказку; «Салат из сказок» - объединяются 3 сказки (персонажи, какие то события, конец, начало, текст и т. д., т. е. они перемешиваются) в одну; «Жили – были» - берутся персонажи из знакомых сказок, мультиков и придумывается новая история с ними, это усложненный вариант, а более простой задаются вопросы и по вопросам составляется сказка с постепенным продолжением, концом.
• Описание картины
Важное значение в системе обучения творческому рассказыванию имеют занятия описание картины и наиболее сложные, из всех видов обучения творческому рассказыванию детей.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой
и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные,
но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Рассказывание по сюжетным картинам (Друзья, Дети севера, Вот так, покатался и т. д.)
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (каждый ребенок сочиняет рассказ по отдельной сюжетной картинке 4 шт., которые постепенно показываются, дополняя друг друга, в конце объединяются все рассказы детей в единый творческий рассказ, придумывается название)
Творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Цель: способствовать развитию умения детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.
Например:
• фантастическое преобразование содержания (Что было до, что будет после события, Чего не может быть)
• рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой (прием эмпатии: ребенок представляет себя в роли объекта и рассказывает от 1 лица: я мел).
Ребенок может представить себя волшебником.
Например:
Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
Волшебник Могу Все-Могу Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов)
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют загадки, небылицы, считалки. Как правило это проходит в виде игры «Сочинить стихотворение на основе знакомого», «Подбери наиболее подходящее слово» и др.
При проведении того или иного занятия в зависимости от тематической недели, мы стараемся подобрать наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов (игры, игровые ситуации, сюжетные картинки, картины, игрушки, зарисовки, штриховки и т. д.) с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Н-Р: «Начни, продолжи, закончи», «Определи начало произведения», «Найди повторы», «Подбери слово, похожее по звучанию», «Закончи фразу», «Найди одинаковые хвостики в словах» и др.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.
Всем творческих успехов!