МААМ-картинки

Виды арт–терапий как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога-психолога

Емельянова Ирина Алексеевна
Виды арт–терапий как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Виды арт – терапий, как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога - психолога.

Аннотация: В этой статье мы рассмотрим несколько видов арт-терапий. Помогающих человеку, раскрыть себя, свой внутренний мир и разрешить проблемные ситуации, которые его окружают

Ключевые слова: изотерапия, терапия, пластилинография, вокалотерапия, квилинг, педагог психолог.

Публикация «Виды арт–терапий как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность[4, с. 328].

Направления и методы арт-терапии

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием [2, с. 35].

Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ

ЭТАП 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание

ЭТАП 2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление

ЭТАП 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения

ЭТАП 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы

Вокалотерапия – исцеление звуком.

Основные понятия: Вокалотерапия,голос,искусство пения, пение.

Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в вокалотерапии :

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом.

Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии (в частности — т. н. мантры) и в Китае.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т. е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане

их “пропевания”, то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими :

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков <Е> и <Ё>) :

<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный

пузырь;

<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует

сердечную деятельность, “прочищает” нос;

<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы,

способствует устранению проблем с сердцем;

<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин, матки и яичников

(у женщин);

< Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> – улучшает работу головного мозга.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

<ОМ> – снижает кровяное давление;

<АЙ>, <ПА> – снижают боли в сердце;

<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;

<УХ>, <ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. /Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Пластилинотерапия или пластилинография:

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью.

Рекомендуется для снятия напряжения, избавления от негативных эмоций, придаёт спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Но пластилинотерапия – это еще и способ развить моторику руки, речь ребенка, так как сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Или же, другими словами, «пластилинотерапия» - это сохранение здоровья с помощью пластилина.

Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Можно через что угодно познавать мир. Здесь мир познается через пластилин.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки являются для обучающегося дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу [1, с. 224].

Квиллинг - Квиллинг (или по-другому — «бумагокручение») — это искусство приготовление аппликаций из скрученных в спирали полосочек бумаги.

Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо», что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, так же квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство.

На сегодняшний день это — довольно распространенный вид рукоделия. С помощью этой методики мы можем создавать неповторимые образы, картины, исходя из нашего самочувствия и самоощущения на данный момент [3,с152].

Картины, которые Вы будете делать с помощью техники квиллинга, могут быть разнообразными как по форме и сложности, так и по содержанию.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач: возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т. д.

Список литературы :

1. Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. - Пенза: Золотое сечение, 2018. - 224 c.

2. Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2019. с. 35.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии" М. : ТЦ Сфера, 2019,. с. 152.

4. Никитин, В. Н. Арт-терапия : Учебное пособие / В. Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2018. - 328 c.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды арт–терапий как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога-психолога
Опубликовано: 15 июня 2020 в 17:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды арт–терапий как средство практического взаимодействия с людьми и дошкольниками в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Емельянова Ирина Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД