Наталья Савельева
Конспект тематической прогулки в старшей группе с детьми 5–6 года жизни «Ветер, ветер, ты могуч?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая прогулка в старшей группе с детьми 5-6 года жизни
«Ветер, ветер, ты могуч?»
по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Публикация «Конспект тематической прогулки в старшей группе с детьми 5–6 года жизни „Ветер, ветер, ты могуч?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Наблюдения, прогулки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Методическое сопровождение:примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
«Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова;
«Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников О. В. Дыбина.
Период проведения: октябрь месяц.
Цель: продолжатьформирование представлений детей о природном явлении – ветер.
Задачи:
- познакомить со свойствами ветра;
- учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения;
- развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам;
- развивать образное мышление в ходе знакомства с художественным словом и обогащать словарный запас;
- продолжать учить в подвижных играх двигаться по сигналу;
- учить выполнять несложные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы:
практические: экспериментирование, подвижные игры, дидактическая игра игровые упражнения;
наглядные: просмотр видеообращения и презентации, наблюдение;
словесные: рассуждение, сравнение, загадки, художественное слово.
Оборудование: TV-панель, ноутбук, вертушки, султанчики, ленты, обруч, полиэтиленовые пакеты.
Предварительная работа: ежедневное наблюдениеиз окна группы в ветреную и безветренную погоду; рассматривание наглядно-дидактических карточек «Явления природы»; чтение стихотворений о ветре; использование игр-считалок, загадок, примет.
1. Вступительная часть (в группе) :
На экране картинка электронной почты со звуком вызова.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, какой-то звук? (ответы детей). На нашу электронную почту пришло сообщение,посмотрите (просмотр видеообращенияЗайчишки к детям)
"Ребята, помогите, я очень боюсь, кто-то всё время меня пугает: фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышу его, да не вижу его, все травы к земле примял, ветки поломал, словно пробежался по ним и пропал. Я не знаю кто это. Помогите мне, найдите его, шалунишку,
и еще он оставил вот такую загадку:
Я березу качну
Я тебя подтолкну
Налечу, насвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь отгадать?
С уважением Зайка – трусишка»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто же он, такой проказник? (Ответы детей). Да ребята, я тоже думаю, что это ветер. А чтобы нам в этом убедиться,посмотрим на наш «волшебный» экран.
(Просмотр презентации «Что такое ветер и откуда он берётся»).
- Ребята, а где мы с вами можем встретить ветер (ответы детей).
- Конечно на улице. Идемте гулять и понаблюдаем за ним.
2. Основная часть (на прогулке) :
Наблюдение за ветром
Цель: учить давать характеристику ветру: сильный–слабый; показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами: лентами, султанчиками, вертушками, деревьями.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о ветре из видео-энциклопедии (ответы детей)
- Да, ветер – это движение воздуха, он бывает разным: и ласкающим тихим, и пугающе грозным. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
-А вот и к намприлетел ветер-озорник. Ребята, как вы думаете, с чем он любит играть? (ответы детей)
- Конечно, с вертушками, флажками, султанчиками, ленточками. Почему они двигаются? (ответы детей)
- Правильно ребята, потому что дует ветер.
-Как ты считаешь Сережа, ветер сейчас сильный? (ответ ребенка)
- Да, Сережа, молодец.
- Ребята, а как можно определить силу ветра? (ответы детей)
- Конечно, силу ветра можно определить, посмотрев на вертушки. Сейчас они быстро крутятся, значит, ветер сильный. А еще с помощью чего можно определить силу ветра? (ответы детей).
- Совершенно верно ребята. Вытянув руку с султанчиком или ленточкой вверх можно определить сильный ветер или слабый.
Силу ветра можно определить и по деревьям: если качаются веточки – ветер слабый, а если качаются толстые ветки - ветер сильный. Послушайте ребята стихотворение:
А ветру осеннему,
Всё нипочём.
Он клёны и липы
Толкает плечом.
Он в лужу швыряет
Охапки листвы,
В то время, как в ней
Отражаетесь вы.
У ветра есть плащ.
Непременно сырой.
В плаще есть кармашек
С фигурной дырой.
И стынет у ветра
В кармане рука,
Пока уплывают
В дыру облака.
Ю. Симбирская
- Давайте порассуждаем вместе. Ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)
Почему ветер – это хорошо? (ответы детей)
- Да ребята летом в жару, когда дул ветер, нам становилось не так жарко. Ветерразносит семена растений, а сейчас, осенью, помогает деревьям освободиться от листвы. Он помогает работать ветряным мельницам. Ветер надувает паруса, и корабли могут плыть.
- Почему ветер – это плохо (ответы детей)
- Молодцы, верно,ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Зимой, когда дует ветер, становится еще холоднее.
- Вот какой он ветер – проказник. Наверное, именно такой сильный ветер и напугал Зайчишку.
- Ребята, а почему Зайчишка ветра не заметил? (ответы детей)
- Конечно, ветер – невидимка, мы его не видим. И сейчас вы в этом убедитесь.
Экспериментальная деятельность
Цель:помочь детям сделать вывод, что ветер (воздух) невидим.
- Мы с вами, ребята, узнали, что ветер – это движение воздуха. Воздух вокруг нас. Он есть и внутри человека.
- Возьмем полиэтиленовый пакет и выдохнем в него. Что произошло? (ответы детей). Да, пакет надулся, там воздух и он невидим.
- Почему же Даша, Зайчишка не мог понять, кто это его пугает.
- Конечно, именно потому, что ветер - невидимка.
-А теперь, ребята, подвигаемся вместе с ветром. Давайте вспомним, какие игры про ветер мы знаем? (ответы детей, игра по выбору)
Подвижная игра «Быстрее ветра»
Цель:упражнять в беге, умении действовать по сигналу, выполнять правила игры.
На площадке разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Дети свободно бегают по площадке, ведущий (ребенок)
проговаривает слова :
«Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, и надо нам
Разбегаться по домам».
По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры. Выбираем того, кто у нас быстрее ветра.
- Сегодня Ваня стал победителем.
Подвижная игра «Ветер и листочки»
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу, бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: детям дается задание найти по два красивых листочка.
-Наступила осень (дети приседают)
С деревьев опадают листья.
Подул слабый ветерок, (дети кружатся)
Закружил листочки.
Поиграл с листочками и затих. (дети приседают)
Подул сильный ветер, и полетели листочки в разные стороны, кружатся. (дети с листочками разбегаются)
- Ребята, скажите мне, какой он все - таки ветер?
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер какой?»
Ответы детей:сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный.
- Да, ребята, молодцы, ветер – бывает разный. Зайчишку напугал сильный ветер, а что можно сделать, чтобы ему не было так страшно в лесу? (ответы детей)
- Конечно ребята, для Зайчишки и его друзей можно сделать домики, в которые ветер не сможет пробраться.
Самостоятельная деятельность детей:
Организую самостоятельную деятельность детей, в ходе которой провожу индивидуальную работу по плану
Индивидуальная работа:
- Ну а Лизе с Викой я предлагаю сейчас посоревноваться, кто быстрее задует шарик в ворота.
Игровое упражнение «Задуй шарик в ворота»
Цель- развивать умение делать длительный, непрерывный направленный выдох.
-А Владус Сережей Д. предлагаю посоревноваться в прыжках через вал из листьев.
Игровое упражнение «Запрыгни в кружок»
Цель – упражнять в перепрыгивании препятствия на одной ноге поочередно.
Трудовая деятельность:
Цель: привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе.
- Ребята, а вы обратили внимание на то, сколько листьев лежит на нашем участке. Откуда они? (ответы детей)
- Конечно. Это ветер помогает деревьям и освобождает их от листьев. А почему? (ответы детей)
- Верно, деревья готовятся к приходу зимы и им они не нужны. А нам листочки могут пригодиться? (ответы детей)
- Да, ребята. Из них можно сделать хорошие поделки, и устроить выставку. Я предлагаю вам собрать самые красивые листочки.
3. Заключительная часть
- Ну, что ребята, удалось нам помочь Зайчишке, и выяснить точно, кто же его пугает? (ответы детей)
- Конечно, удалось. Давайте вспомним, что мы узнали о ветре? (ответы детей)
- Как можно узнать - сильный ли ветер? (ответы детей)
- Воздух может превратиться в ветер? (ответы детей)
- Какого цвета ветер? (ответы детей)
- Как вы думаете, ветер мог напугать зайчишку? Мог ли он быть проказником, которого мы ищем (ответы детей).
- Конечно, ребята. Нужно скорее сообщить Зайчишке, что его пугает ветер. А как мы это сделаем? (ответы детей)
- Да, мы можем позвонить Зайчишке, чтобы успокоить его, рассказать, что это ветер его напугал, но его не нужно бояться. Тогда возвращаемся в группу.
Играя с вертушками, определяем силу и скорость ветра
С помощью полиэтиленового пакета узнаем, что ветер (воздух) не имеет цвета и поэтому невидим.
В дидактической игре «Ветер, ветер, ты какой?» обогащаем активный словарь прилагательными, характеризующими свойства и качества ветра.
Собирая листья, учимся не только выполнять несложные трудовые поручения и ценить труд дворника, но и делать для себя маленькие открытия, замечая красоту опавшего листа.
Спасибо тебе, ветер, за интересную прогулку!