Елена Прокопова
«Зима». Музыкальная художественно-эстетическая гостиная
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетны
осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка»
ЗИМА
Изображение природы в искусстве
Музыкальная художественно-эстетическая гостиная
(для родителей и детей подготовительных групп)
Составили: Прокопова Е. Л., воспитатель изодеятельности
Мандрик И. Л., Саитгалина В. М., муз. руководит.
г. Радужный
Ведущая Прокопова Елена Львовна
Цель: Знакомство с искусством, как изначальным источником познания мира и человека.
Задачи:
Публикация «„Зима“, Музыкальная художественно-эстетическая гостиная» размещена в разделах
Познакомить с видами искусства, применяемыми в художественно - эстетическом воспитании и развитии дошкольников:
Изобразительное искусство (и изобразительная деятельность,
Музыкальное искусство (и музыкальная деятельность,
Литература (как звучащее слово).
Показать:
Познавательный потенциал: взаимодействие с миром искусства доставляет чувство наслаждения, радости;
Эстетический потенциал: развитие способности видеть красоту в себе и вокруг, стремление к его созданию через взаимодействие с искусством, собственное творчество.
Художественное восприятие : развитие воображения, развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства; развитие творческого опыта детей.
Развитие умений сопоставлять различные художественные произведения разных видов, чувствовать их общие связи, находить общее и особенное.
Развитие способности импровизировать в собственной творческой деятельности.
Включить детей и родителей в творческий процесс
Для детей:
Цель: Эмоционально-эстетическое развитие дошкольников. Создание ситуации успеха для каждого.
- Предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника.
- Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно.
Формировать представления о добре, красоте, духовных ценностях через образы искусства: музыку, живопись, литературу;
продолжать знакомить с музыкальным искусством, искусством слова, искусством живописи, посредством отражение в них времени года «зима»;
целенаправленно развивать творческие способности детей, развивать потребности в творчестве и общении с искусством;
закреплять умение играть на музыкальных инструментах в оркестре: бубен, погремушка, набор ударных инструментов;
развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук, художественный вкус, художественно-творческие способности, через отражение увиденного и услышанного в искусстве,
Воспитывать активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность.
Словарная работа: сонет, заточенье, художники-живописцы, затишье гумен,пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.
Оборудование:
Магнитофон, музыкальный центр;
фонограмма для танцев;
инструменты для оркестра;
Иллюстрации с изображением зимних пейзажей;
Бумага, восковые мелки, столы для рисования;
Столы, мольберты, магниты, зажимы.
Репродукции картин:
Для рассматривания:
И. И. Шишкин «Зима», К. Ф. Юон «Зима»
Музыкальное сопровождение :
Чайковский П. И. «Времена года» «Зима»,
«У камелька»
Вивальди А. «Времена года» «Зима»
Танец «Снеговики со снежинками»
Песня о зиме
Песня-игра «Как на тоненький ледок…»
Танец «Русский народный»
Литературное сопровождение
Сонет «Зима» перевод В. Рабея
М. Яснов «Пейзаж»,
И. Суриков «Белый снег» (отрывок) «Здравствуй лес»
И. Трутнева «Четыре художника» (отрывок)
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций и иллюстраций о временах года;
Заучивание стихотворений, посвященных времени года - зима;
Слушание отрывков из пьес о временах года композиторов: Э. Грига, П. Чайковского, А. Вивальди, И. Гайдна, Глазунова
Словарная работа: пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.
Ход мероприятия
Ведущая: Уважаемые гости, дорогие ребята, часто ли мы говорим о прекрасном. Мы очень надеемся, что наша встреча, поможет нам раскрыть роль искусства в жизни общества, сформировать эстетический вкус, развивать умение понимать и ценить искусство.
Наша сегодняшняя встреча посвящена искусству, отражающему красоту природы. Многие поэты, композиторы, художники-живописцы изображали в своих произведениях времена года.
В. А сейчас послушайте, как картину зимы в стихах написала Е. Трутнева «Четыре художника» (отрывок)
Четверо художников
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга
У осин заснеженных
Ветки как роса
Танец снеговиков со снежинками исполнят дети группы №12
В. С каждым, кто попадает в царство Природы, случается чудо – его сердце открывается на встречу Прекрасному, впускает в себя Красоту, которую он видит и слышит. Она остается с ним навсегда! Природа прекрасна в любое время года: летом, осенью, зимой, весной. Я приглашаю продолжить наше путешествие.
Сегодня мы с вами встретимся с пейзажами зимы.
Послушайте стихотворение М. Яснова «Пейзаж» :
(ребенок группы №11)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Если снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
(Хайбулин Тимур группа №12)
Здравствуй, лес, зимний лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем молчишь зимой,
Темной ночью морозной?
Что ты шепчешь на заре,
В снеге весь как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
В. Ребята, свое отношение к зиме поэты, и писатели выражают через слово. Художники используют цвет, линию, форму. Композиторы с помощью звуков рассказывают о своих чувствах.
А сейчас давайте вместе с Викторией Пацер полюбуемся картиной замечательного русского художника И. И. Шишкина. «Зима».
(Рассматривание репродукции картины «Зима».)
(под легкую мелодию все рассматривают картину).
В. П. И. И. Шишкин «Зима».
Эту околдованную снегами и морозами картину природы написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу.
«Великолепный вид зимней природы.
Сучья и стволы, кусты и деревья опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней.
Воздух мягок. В лесу торжественно, светло, тихо.
День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях.
Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец… Это снеговые тучи.
В лесу становится сумрачней и тише, и вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы.
Воздух морозный и тонкий, иголочками кажется, колет щеки.
Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег.
Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает её невидимыми нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
(Титов Дима группа №12 прочтет стихотворение И. Сурикова «Зима»)
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится,
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик – крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки!
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи.
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули бы снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
В. Великий поэт А. С. Пушкин воспевал в своих стихах зимние забавы людей.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
А вот ещё одна картина русского художника К. Ф. Юона. «Волшебница зима», она созвучна со стихотворением А. С. Пушкина.
(Бойко Даша группа №10 поможет нам увидеть красоту зимы на данной картине)
Б. Д. К. Ф. Юон «Волшебница зима»
Посмотрите это картина К. Ф. Юона «Волшебница зима»
«В русской природе зима особенно нравилась художнику, а в этой картине он показал её чародейкой и волшебницей.
Пришла взмахнула одним рукавом – все укутала теплой периной из мягкого снега.
Взмахнула другим – украсила, принарядила деревья, развесила свои узоры по веткам, по кустам.
Заморозила речку и пригласила людей полюбоваться своей работой.
На речке одни мальчишки коньками дружно режут лед, другие бегают с санками.
Кто-то верхом на лошади, а кто-то просто стоит и смотрит. Но всем радостно – и людям, и собакам, и лошадям.
На среднем плане картины – деревья великаны. Они величаво и гордо стоят посреди деревни.
Зима укрыла их светло-фиолетовым снежком, посыпала своим серебром. Как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серовато-голубого неба. Кажется, они пришли сюда из сказочного леса. Стоят, утопая в мягких сугробах, красуются среди этого царства снега.
Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.
Обилие снега придает величие русской природе. Все кругом становится необыкновенным и сказочным.
Вот почему картина называется «Волшебница зима».
Чувства торжества и восторга вызывает у нас эта картина. Мы очарованы зимней сказкой. Глядишь на деревья-великаны, серо-розовое небо, веселых людей и радуешься русской зиме».
В. Сейчас прозвучит песня в исполнении воспитанников группы №10
«Как на тоненький ледок…»
Я предлагаю вам послушать мелодии о зиме великого композитора Антонио Вивальди и его сонет «Зима» в переводе В. Робея.
Сонет «Зима» (перевод В. Рабея. (Прокопова Е. Л.)
Морозной гладью стелется дорога
И человек, озябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи…
Пусть снег и ветер злятся там снаружи
Ходить по льду опасно, но в этом
Для юности забава: осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадежной:
Неудержавшись падают с размаха
На тонкий лед – и прочь бегут от страха,
Клубятся вихрем снежные покровы,
Как будто вырвались из заточенья,
Бушуют ветры, встреченные в сражении
Друг против друга ринуться готовы
Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчает лик её суровый.
Наше зимнее путешествие подходит к концу, и я предлагаю вам оставить память о нашей встрече.
Давайте вместе с мамами отправимся в нашу сказочную художественную мастерскую и станем юными художниками-пейзажистами. Вы можете нарисовать зиму такой, какая больше всего вам нравится, и запомнилась своими сказочными сюрпризами. Помогать вам будут мелодии великих композиторов П. И. Чайковского и А. Вивальди о зимней вьюге и стуже
(Свои рисунки юные художники помещают на мольберты)
Во время вывешивания рисунков колокольчик весело позванивает - и зовет нас в обратный путь. (Слушание колокольчика).
В. Так повелось с давних пор, колядки плавно переходили в святки, на протяжении всех святочных дней люди ходили в гости, веселились, одаривали подарками
(Дети группы №10 порадуют нас русским народным танцем)
На прощание приглашаем всем вместе, потанцевать.