екатерина манжосова
Занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст) «Весенние путешествия»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст)
«Весенние путешествия»
Цель: Закрепить умение детей образовывать и подбирать близкие по смыслу однокоренные слова к заданному слову; пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями, развивать умение детей составлять рассказ по картине с использованием плана закрепить представления детей о цветах, совершенствовать память, внимание, воображение.
Публикация «Занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст) „Весенние путешествия“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Письмо от Весны, карточки с изображением цветов, карточки со словами «ромашка», «Подснежник», «Ирис» и картинки с изображением этих цветов, семейные фотографии.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Читают стихи.
Звучит музыка «Звуки природы»
«Доброе утро»
Придумано кем- то
Просто и мудро:
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро…
Солнцу и птицам.
-Доброе утро…
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам задать вопрос, он будет в стихах:
Я раскрываю почки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…. (весна)
Воспитатель: В этой загадке отражены признаки весны. Давайте перечислим весенние признаки, которые происходят в неживой природе.
Дети: Солнце светит ярко; Тает снег; Бегут ручьи; День длиннее.
Воспитатель: Вспомните или придумайте «весенние слова», созвучные слову «весна».
Дети: Солнце тёплое, светит ярко.
Воспитатель: Назовите, как можно описать солнце?
Дети: Тёплое, горячее, большое, круглое, раскалённое, лучистое.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Весны из страны цветов.
Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте ребята! У нас беда. Был сильный ветер. Он перепутал все семена и разнёс их по всей стране цветов. Помогите разобрать цветы по месту их произрастания». Весна.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в стану цветов и помочь. А полетим мы на воздушном шаре, который построим сами.
Дети встают в круг плечо к плечу.
Делают глубокий вздох, на выдохе постепенно круг расширяется.
Воспитатель: подул ветер.
Дети произносят звук «у-у-у»
Воспитатель: И воздушный шар полетел.
Дети поднимают руки вверх и качаются.
Воспитатель: Я вижу страну цветов. Давайте друзья приземлимся. Сдуваем шар.
Дети сужают круг, произносят звук «ш-ш-ш», опускают руки и садятся на корточки.
Воспитатель: Посмотрите, сколько цветов и все они перепутаны. Ребята, где могут расти цветы?
Дети: На клумбе, в лесу, на лугу.
Дети садятся на ковёр и рассматривают цветы и раскладывают их на место их произростания.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, и разместите цветы по месту их произрастания
Садовые: нарцисс, тюльпан, ирис, пион.
Луговые: одуванчик, ромашка, клевер, василёк, мак.
Лесные: подснежник, ландыш, незабудка, колокольчик
Стихи:
Мне не нужен огород, ягода клубника.
Лучше клумбы разобью, пусть растёт гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Воспитатель: Как называются цветы, которые разводит человек?
Дети: Садовые
Воспитатель: Какие садовые цветы вы знаете? (нарцисс, тюльпан, ирис, пион).
Стихи: Подснежник и ландыш растут на свободе.
У них своё место в русской природе.
Воспитатель: Как называются цветы, которые растут в лесу?
Дети: Лесные (подснежник, ландыш, незабудка, колокольчик)
Воспитатель: ребята вы молодцы справились с заданием. А сейчас давайте с вами посидим в нашем воздушном шаре и отдохнём (стулья расставлены полукругом).
А пока мы отдыхаем я вам загадаю загадку.
Загадка про бабочку:
Спал цветок, и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
Воспитатель: Кто из насекомых похож на цветы? (Дети - бабочки).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами по игрем.
Пальчиковая гимнастика
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе - врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Дети встают и играют в игру.
Воспитатель: Ребята прежде чем мы приступим к следующему заданию. Поиграем с вами в игру которая называется: Игра «Слово на ладошках»
Воспитатель: Вы называете слова, что делает бабочка, а я ваши слова буду собирать в ладошку, чтобы их сохранить.
Дети: Порхает, летает, взмахивает, летит, машет, сидит, ползёт.
Воспитатель: Посмотрите сколько много слов мы собрали.
(Пока дети играют на стол выкладывается бабочка)
Воспитатель: Ой ребята посмотрите какая красивая бабочка к нам прилетела!
Воспитатель:
1. Посмотрите, бабочка прилетела на луг и села на цветок, в котором слышится звук м в начале слова. На какой цветок села бабочка? (Мак). Где стоит звук м в этом слове? (Звук М стоит в начале слова)
2. А сейчас бабочка пересела в лес и опустилась на цветок, в котором слышится звук ы и он стоит в середине слова. На какой цветок села бабочка? (Ландыш). Где находится звук ы (Звук Ы находится в середине слова).
3. А теперь бабочка порхает над клумбой и хочет сесть на цветок, в котором слышится звук с в конце слова. На какой цветок задумала опустится бабочка? (Ирис). Где стоит звук с в слове ирис? (Звук С стоит в конце слова).
Воспитатель: Какие звуки мы выделили в названиях цветов?
(артикуляция звуков м, ы, с).
Молодцы! Справились с заданием, помогли цветам найти свои дома - место, где они должны расти. Вы правильно находили место звуков в словах.
А теперь нам нужно возвращаться. Обратно, в детский сад, мы с вами сейчас будем опять надувать наш воздушный шар. (дети надувают шар)
Дети проходят в воздушный шар и садятся на стулья, поставленные в круг.
Воспитатель: Пока мы летим, давайте вспомним, почему распускаются цветы весной, почему пробуждается вся природа?
Дети: Потом, что весной тепло.
Воспитатель: Правильно, потому что на Землю попадает больше солнечных лучей. Мы говорим «тёплые слова». Что означает это выражение?
Дети: На улице стало теплее
Воспитатель: А про что ещё можно сказать «тёплый»?
Дети: Тёплый день, тёплая шуба и т. д.
Воспитатель: А ещё говорят «Тёплые отношения». Что означает эта фраза, послушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты, - сказала мама дочке.
Та удивилась: - мёрзнешь ты и в летние денёчки?
Воспитатель: Как вы думаете, о какой теплоте говорила мама дочке?
Дети: О душевной.
Воспитатель: Правильно, она имела ввиду душевную теплоту. А девочка не поняла её. Я уверена, что вы любите своих родителей, относитесь к ним с душевной теплотой. Вспомнили о родителях? Наверное, вы по ним соскучились. Сейчас мы вернёмся в детский сад и посмотрим на семейные фотографии, где вы с родителями – папой и мамой.
Воспитатель: И вот мы с вами снова в нашем детском саду. (дети выходят из воздушного шара и встают вкруг возле доски)
Воспитатель: Но перед тем как мы с вами будем рассказывать о своей семье немного отдохнём.
Физминутка:
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
А уж ясно солнышко припекло, припекло (дети идут по кругу, взявшись за руки, и поднимают их)
И повсюду золото разлило, разлило (продолжают идти и медленно опускают руки)
ручейки на улице все журчат, всё журчат (бегут на носочках в противоположную сторону, руки на поясе)
Журавли курлыкают и летят, и летят. (Меняют направление движения, идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками).
(После физминутки дети подходят к стенду где размещены семейные фотографии).
Воспитатель: Я предлагаю вам рассказать, о своей семье по фотографии, придерживаясь плана:
1. Когда была сделана эта фотография?
2. Опиши местность, изображённую на фотографии?
3. Кто изображён на фотографии?
4. Расскажи, что происходит за рамками этой фотографии?
Выслушиваются 2-3 рассказа, а остальные предлагается рассказать в свободное время.
Воспитатель: Где мы сегодня были? Кому помогали? Кого мы встречали в стране цветов? А что ёщё делали? (составляли рассказы по фотографиям).
Воспитатель: Молодцы! В память о нашем путешествии я предлагаю вам украсить цветы разноцветными ниточками и вспомнить самые прекрасные моменты нашего путешествия. (Звучит музыка)